Екатеринбург. Проспект Ленина, дом 31 (Усадьба Тупикова, жилой дом)
Усадьба купца С.Е. Тупикова (жилой дом, 1890 г., 1896 г.)
Дом актёра
Адрес: г. Екатеринбург, просп. Ленина, д. 31 / ул. 8 Марта, д. 8
Жилой дом усадьбы купца С.Е. Тупикова (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Жилой дом является главным элементом комплекса и занимает угловое положение в юго-восточной части усадьбы. С флигелем и воротами составляет единую композицию с использованием однотипных декоративных деталей, почерпнутых из стилистики барокко. В фасадных композициях магазина, ограды и склада использованы декоративные детали, выполненные открытой кирпичной кладкой.
Один из крупных купеческих особняков в стиле эклектики, сохранивший убранство ряда помещений. Компактный, почти квадратный в плане объём незначительно усложнён с северо-западного угла одноэтажной пристройкой с тамбуром хозяйственного входа. Фасады здания, отличаясь по структуре, композиционно равнозначны и, кроме северного, симметричны.
За исключением северного, остальные фасады получили одинаково нарядную обработку с тонкими по исполнению лепными деталями.
Архитектурная разработка парадных этажей, возвышающихся на рустованном цоколе с энергично подчёркнутой пластикой, основана на применении ордерных форм: колонн, пилястр, аттиков. Небольшие выгнутые фронтоны на углах здания, карнизы с частыми креповками, архивольты с замковыми камнями — всё это придаёт облику здания торжественную напряжённость, напоминающую барокко.
Трёхчастная структура западного и восточного фасадов формируется тремя слабо развитыми ризалитами (центральным трёхосным и боковыми одноосными), увенчанными фигурными фронтонами, соединёнными между собой парапетной оградой с балясинами. Углы всех ризалитов в первом этаже, а центральных и во втором (за исключением южного фасада), покрыты ленточным рустом, так же оформлены выступающие углы южного фасада.
На втором этаже по углам ризалитов поставлены пилястры ионического ордера, каннелированные в нижней трети и кончающиеся капителями на одном уровне с надоконными полками. Постаменты пилястр опираются на междуэтажный пояс. Средняя ось этих фасадов отмечена расположением входов.
С восточной стороны парадный вход с трёхступенчатым крыльцом, сложенным из гранитных плит, фланкирован полуколонками ионического ордера. Над входным проёмом устроен двускатный навес-козырек на кованых узорных кронштейнах с расположенным выше небольшим полуциркульным окном. Во втором этаже расположено высокое окно с арочным завершением, оно фланкировано рустованными выступами, каждый из них с оконным проёмом.
В боковых ризалитах в первом этаже поставлены высокие прямоугольные окна с наличниками в виде ионических полуколонок с антаблементами и полукруглым сандриками. На втором этаже окна украшены плоскими наличниками с небольшими ушами и сандриком, полочкой с консольками и балюстрадами под окнами.
Членения и пластика восточного фасада повторяется на западном. С западного дворового фасада заложенный вход в ризалите фланкируют два подобных ему по высоте и по форме оконных проёма с арочными завершениями. Вместе они создают вид аркады. Подобная аркатура из трёх окон в первом этаже имеется в ризалите южного фасада. Основу композиции симметричного южного фасада в семь осей составляет центральный ризалит с фигурным фронтончиком. Ело убранство строится на использовании тех же элементов декора, что и на остальных фасадах.
Общность формы и ритма оконных проёмов подчёркнута одинаковыми для фасадов мотивами декора — наличниками, поясами, карнизами, подоконными тягами.
По вертикали фасады членятся междуэтажным фризом и профильным карнизом на кронштейнах. Над каждым окном на фризе помещён картуш с цветочной гирляндой. Подобный фриз и карниз с другим рисунком лепнины завершает фасадные плоскости.
В доме два входа: один парадный со стороны улицы 8 Марта, другой хозяйственный, через пристройку со стороны северного фасада.
Внутренняя планировка всех этажей имеет сходное решение и строится на периметральном расположении помещений с распределительным помещением в центре.
Вокруг центрального зала, примыкающего к западному фасаду, группируются все комнаты. В негоже направлен вход из лестничной клетки, осуществляющей связь между 1-м и 2-м этажами. Вход в здание по оси главного фасада ведёт в лестничную клетку. Дворовый выход осуществлялся из зала-гостиной первого этажа. Связь с подвалом осуществляется посредством лестницы в северной кирпичной пристройке.
Барочный стиль оформления выявлен в интерьерах помещений. Лестница с мраморными ступенями имеет узорное кованое ограждение. Украшением гостиной являются две угловые печи, облицованные кафельной плиткой с рельефным орнаментом в венчающей части. Подобные печи находятся в двух смежных комнатах, южнее гостиной.
В юго-восточной угловой комнате сохранился мраморный камин, также решённый в барочных формах (витые колонны, фигурный фронтон, растительный орнамент). Во всех комнатах 1-го этажа сохранилась богатая лепнина потолков, отличающаяся разнообразием растительных орнаментов и филигранностью исполнения, а также паркетные полы с геометрическим рисунком. Особенно эффектно убранство парадного зала.
Добавить комментарий