Ливны. Беломестненский мост
Фото 13.10.2013:
Беломестненский мост: от татар до наших дней (по материалам сайта uezdny-gorod.ru/old, Галина Кондратьева, 17.07.2013):
Первое упоминание о Беломестненском мосте встречается в летописях 16 века. Московское правительство всегда мечтало заключить долгий и прочный мир с Крымским ханством. В ноябре 1593 года в порубежный город Ливны были посланы трое знатных и известных бояр — князья Щербатов, Хворостинин и оружничий Бельский. Река Сосна негласно считалась границей между Россией и Диким полем. Вельможа Ахмет-паша не хотел ехать на левый берег Сосны, боясь попасть русским в руки и тем унизить достоинство хана.
После консультаций с Москвой наши послы решили по-своему разрубить этот гордиев узел. За одну ночь на Сосне был выстроен новый мост, и на середине его решено устроить переговоры и произвести размен послами. Встретившись на мосту, татарский и русский послы дружественно приветствовали один другого, и затем каждый отправился в свою сторону. Переговоры имели успех. Послы, сходясь на ливенском мосту, условились: с обеих сторон прекратить неприятельские действия, освободить пленников.
Разумеется, от того временного моста ничего не осталось. Но на этом месте ливенцы продолжали строить переправы и мосты.
Наш краевед Г.В. Рыжкин в своей книге «Ливенские улицы» описывает улицу Дружбы народов (ранее улицу Шмидта, а ещё ранее — Петровскую), которая вела к переправе через Сосну. Заканчивалась улица Акатовским спуском к реке, названным так в честь купца И.А. Акатова. Купец и его сыновья и внуки слыли преуспевающими предпринимателями-торговцами. В доме, где жил И. Акатов, располагается ныне РайПО. Сегодня Акатовский спуск называется улицей Щербакова, там живут несколько семей, в том числе и 70-летняя З.И. Данилова.
З.И. Данилова вспоминает, что на месте нынешнего моста была переправа, перевозили людей на лодках с берега на берег, но позже построили маленький мост, основание его сохранилось до сих пор.
Следующая встреча у меня была с И.А. Застенской. Инна Александровна — учитель английского языка, она уже давно на пенсии, но я поразилась её интересу к жизни и сохранению памяти о нашем городе.
В Ливны Инна Александровна приехала в 1952 году после окончания института, вышла замуж. С 1954 года проживали они с мужем, Валерием Петровичем Марквартом в домике на берегу реки Сосны. В этом домике проживали все предки Валерия Петровича. Все занимались кузнечным делом. Они подковывали лошадей, которые везли торговые обозы в Москву, и нужда в кузнецах была огромной, особенно на границе двух спусков к Сосне — Сергиевского и Акатовского.
В этом доме Инна Александровна прожила 6 лет. Раньше вместо моста была возведена плотина. И.А. Застенская в молодости даже ходила вместе с женщинами туда полоскать бельё. Сегодня это трудно представить, но именно так тяжело доставались уют в доме, чистота. Женщины деревянным вальком били бельё, раскладывая его на камнях, затем располагали его между камнями плотины так, чтобы текущая вода хорошо его выполаскивала.
История Беломестненского моста крайне интересна. На фото мост в 50-х годах ещё представляет собой переправу, которую ежегодно сносило паводком. По воспоминаниям очевидцев, вдоль плотины были натянуты стальные тросы-поручни, за которые горожане держались.
О.Л. Якубсон вспоминает.
— Ещё после войны на Сосне была переправа из брёвен, но от весенних паводков постоянно разрушалась. Однажды в декабре по ней переправлялся обоз с сельхозтехникой. Но в то время случилась оттепель. Никто не ожидал, что река вскроется! Пошёл лёд. Трактора, грузовики, бороны, сеялки — всё поднялось дыбом и упало в реку. А потом весь обоз с техникой замёрз. Пришлось что-то доставать, отковыривать, кое-что достали только весной. Это было в 1954 году.
Поиск документальных свидетельств о принятии решения о строительстве большого моста привёл меня в архив. Сотрудники архива директор Е.И. Лобцова и О.И. Касьянова представили документы середины прошлого века. Вот она — точка отсчёта!
Из протокола совещания по строительству высоководного моста через реку Сосну в городе Ливны у заместителя председателя облисполкома 5 мая 1960 года.
Было поручено «… ускорить уточнение проекта моста по отдельным элементам, …поручить в двухнедельный срок организовать временное водоснабжение спиртзавода в связи с тем, что одна из опор садится на заборный колодезь спиртзавода, … ускорить поставку мостопоезду всех необходимых материалов и, главным образом, металла».
19 ноября 1964 года на сессии Ливенского городского Совета депутатов депутаты отчитались о проделанной работе «…сдан мост через реку Сосну».
Далее: приказ по Орловскому областному отделу коммунального хозяйства от 17 апреля 1965 года: «Заведующему Ливенским горкомхозом принять с баланса Областного управления строительства и ремонта автомобильных дорог на баланс Ливенского горкомхоза мост через реку Сосну в городе Ливны, длиной 204 метра, стоимостью 898,8 тысяч рублей».
И последнее. 2 ноября 1965 года исполнительный комитет Ливенского городского Совета депутатов трудящихся принял решение об утверждении акта приёма-передачи моста через реку Сосну в г. Ливны. Утвердили и приняли на баланс.
А дальше мост зажил своей жизнью — переправлял машины и людей, служил местом встреч и расставаний (и с жизнью, в том числе…), местом рыбалки.
Интересны в этой связи известные городские истории — кто-то встретил на мосту свою любовь, но кто-то свёл счёты с жизнью. Странным образом притягивало это место людей, находящихся в крайней, экстремальной ситуации.
Например, один парень, не получив ответа на свои чувства к местной красавице, пригрозил ей сброситься с моста от отчаяния. Красавица лишь усмехнулась. А он не шутил. И спрыгнул. Но, видать, Господь бережёт влюблённых — не погиб молодец, лишь обе ноги сломал.
Есть и другие случаи с печальным концом, аварии. Но лучше будем мечтать и надеяться, что мост через реку Сосну, имея такую богатую историю, будет жить долго в обновлённом виде, радовать встречами одного берега с другим, продолжать оставаться одной из достопримечательностей нашего славного города Ливны.
Добавить комментарий