Архангельск. Улица Суворова
Улица Суворова — улица в Октябрьском округе города Архангельска. Проходит от набережной Северной Двины до проспекта Обводный канал.
- дом №1 — Первая горбольница
- дом №2 — Ольгинская женская гимназия
- дом №3 — Больница приказа общественного призрения (прачечная, 1882 г.)
- дом №5 — Больница приказа общественного призрения (родильно-хирургический корпус, кон. XIX — нач. XX вв.)
- Троицкий просп., д. 168
- дом №17 — Казармы Восстания
- просп. Ломоносова, д. 252 — Стадион «Труд»
- дом №35 — Богадельня Булычёва (1905-1906 гг.)
- дом №37 — Храм Всех Святых
- Памятник Геологам Русского Севера
- Мемориальный крест ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС
Улица Суворова (по материалам книги «Путеводитель по Архангельску или нескучная прогулка по любимому городу с ироничным дилетантом / Н.Н. Харитонов. — Архангельск: ООО «АрхПресс», 2010. — 271, [1] с.»):
Казармы Восстания. Блерио. Первый полёт над Архангельском.
Повернитесь спиной к реке. Если не обращать внимания на малосимпатичные бункерообразные типовые здания с поздней надстройкой, архангельские офисы двух нефтяных гигантов — «Роснефти» и «Лукойла», то взгляд упрётся в Казармы Восстания. Сегодня историческая часть площади перед ними урезана в пользу соседа, главного стадиона Архангельска, на котором тренируется многократный чемпион мира по хоккею с мячом, команда «Водник». Мы уже поминали про казармы 198-го пехотного полка, расквартированного некогда в Кузнечихе. Их звёздный час случился в макушку лета 1911 года. 24 июля на военное поле пришло столько архангелогородцев, сколько чемпион «Водник» не собирал в лучшие свои времена. Современники свидетельствуют: до десяти тысяч! Во всём городе насчитывалось чуть больше восьмидесяти тысяч жителей. Причина более чем веская: Архангельск жаждал впервые увидеть самолёт и человека. На высоте птичьего полёта.
Миру известно: летом 1909 года француз Луи Блерио перелетел через Ла-Манш, из Франции в Англию. Через тот пролив, под которым ныне подземный тоннель и скоростные поезда. А тогда объявили: подвиг! Закат эры воздухоплавания, начало эры самолётов.
У Блерио был русский ученик Александр Васильев. К моменту появления в Архангельске Васильев оказался неимоверно знаменит. Из девяти лётчиков единственным долетел из Питера в Москву. С посадками. За сутки. По тем временам невиданная скорость. Это случилось всего за пару недель, как Александр на своём личном белоснежном «Блерио» появился в Архангельске. Авиаторы были популярны, как нынешние эстрадные звёзды, и тоже гастролировали. С афишами, программами, билетами, аншлагами, полётами «на бис». А самолёты возили на гастроли… поездом!
24 июля 1911 года моноплан «Блерио-11» в полной сборке красовался на военном поле, у Казарм Восстания. Играл оркестр. Солдаты взялись за крылья. Помощник Васильева крутанул винт, мотор завёлся. Аэроплан разбежался, но от земли не оторвался. Администратор поднялся на трибуну и объявил:
— Полёт авиатора Васильева переносится.
Десять тысяч архангелогородцев пошли домой. Из Петербурга доставили новое магнето, через пять дней аэроплан взмыл-таки над Архангельском! Наших земляков зрелище самолёта, пронесшегося над головами на высоте ста пятидесяти метров, привело в неописуемый восторг. Кричали: «Ура!», «Браво!» Что там аплодисменты, ликовали, как могли. В воздух летели шляпы и картузы!
Авиатор Васильев был хорош. Белоснежный «Блерио», сделав круг над обезумевшей от счастья архангельской публикой, приземлился. Снова взлетел и по всем правилам шоу-интриги выписал в небе «восьмёрку». Архангельский зритель так «бисовал», что маэстро, как заправский гастролёр, взлетел ещё разок, уже на 300 метров! Между тем дотошный современник прохронометрировал: подготовка к шоу в Архангельске длилась две недели, ещё пять дней аэроплан собирали и ремонтировали. Само же действо прошло за 10 минут. Три полёта, 600 секунд. Но каков эффект!
Дело было в пятницу, а в воскресенье на окраину города, где в ту пору и находились казармы, высыпал весь Архангельск, какой только мог самостоятельно передвигаться. Александр Алексеевич выписывал восьмёрки на высоте полкилометра, сделал над Архангельском большой круг. Чтоб самолёт увидели, кто не смог добраться до Кузнечихи. Увы, мотор аэроплана «Блерио» заглох. Васильев планировал к военному полю, сколько мог. Не дотянул полторы версты. Приземлился удачно, на самом краешке болота. Прибежавшие архангелогородцы увидели авиатора живым, отделавшимся ушибами. Аэроплану досталось больше — повредил шасси. С того первого полёта семь лет, до интервенции 1918 года, когда англичане морем доставили в Архангельск до сотни самолётов, в архангельском небе летали только птицы. Такой вот историей заканчивается улица Суворова. Начинается же комплексом зданий печального периода в жизни всякого человека, но непременно окрашенного надеждой.
Добавить комментарий