Санкт-Петербург. Летний сад
Фото 08.05.2013:
Летний сад — уникальный садово-парковый ансамбль в центре города Санкт-Петербурга. Парк был заложен по повелению Петра I в 1704 году. Является филиалом Русского музея.
На территории сада расположены:
- Ограда Шарлеманя
- Невская ограда
- Порфировая ваза
- Карпиев пруд
- Красный сад
- Кофейный домик
- Памятник И.А. Крылову
- Боскет «Птичий двор»
- Боскет «Менажерийный пруд»
- Летний дворец Петра I
- Множество фонтанов, аллей и статуй
История Летнего сада (по материалам сайта rusmuseum.ru, от 27.06.2013):
В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И. Матвеев, Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, А. Шлютер, М. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, садовники Я. Роозен, И. Сурьмин, К. Шредер, И. Яковлев, П. Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.
Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713-1714 гг.). В 1717 году царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.
Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных дорожек. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом.
Планировку петровского Летнего сада отличала некоторая наивность, характерная для молодого русского искусства, в ту пору еще только тянувшегося к европейским образцам, но далеко не достигавшего высот их совершенства. Влияние традиций французских регулярных садов пытался внести приглашенный на службу Петром знаменитый французский архитектор Жан-Батист Леблон, предложивший свой план переустройства летней резиденции царя. Но этот проект был принят Петром I не полностью, и сад сохранил первоначальную планировку, а вместе с ней — и свою яркую индивидуальность.
В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями. В одном из боскетов («Менажерийный пруд») находился овальный пруд, на середине которого располагался островок с беседкой, в другом помещался «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Боскет «Крестовое гульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги, в центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На площадках центральной дорожки били фонтаны.
На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России (1714-1725 гг., арх. А. Шлютер, Г.-И. Маттарнови, Н. Микетти, М. Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа.
Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов… Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символике петровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию).
Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.
Сад располагался лишь на части территории летней царской резиденции. Значительную ее долю занимали постройки. В северо-западной части сада, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I для жены Петра Екатерины Алексеевны был построен Второй Летний дворец со службами (1721-1726 гг., арх. С. Ван-Звитен, Д. Трезини, М. Земцов).
К дворцу примыкало здание картинной галереи (арх. Ф. де Вааль), в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея явилась новшеством в культурной жизни России. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней.
На берегу Невы находились галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась «Зала для славных торжествований», возведенная по проекту талантливого русского архитектора М. Земцова. В 1730-х годах на месте этой Залы на берегу Невы Ф.-Б. Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.
Во времена императрицы Елизаветы Петровны сад переживал период расцвета. Деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф.-Б. Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. На южной границе партерного сада архитектором был возведен каскад Амфитеатр, украшенный бюстами римских императоров. Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в 1740-е годы Ф.-Б. Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.
Пик расцвета Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII века, постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 года, от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. К началу XIX века сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и полуразрушенный Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю. Фельтен, 1770-1784 гг.).
В XIX веке Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы. В 1826 году остатки Грота перестраиваются архитектором К. Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 году неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л. Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П. Базен, Л. Шарлемань, 1826 г.). В 1839 году у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская. В 1855 году на одной из площадок сада установили памятник И.А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.
Летний сад (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
Заложенный в 1704 г. по распоряжению Петра I Летний сад — старейший в Петербурге. Его планировка соответствовала модному в первой половине XVIII в. регулярному стилю: деревья и кустарники высажены вдоль симметрично расположенных аллей. Садовые мастера Я. Роозен и И. Сурмин искусно украсили сад декоративными беседками, гротами, фонтанами, прудами.
В Италии купили более 100 мраморных статуй и бюстов исторического, аллегорического и мифологического содержания. Петр I считал, что скульптура должна не только украшать, но и просвещать. В 1720 г. в саду установили античную статую Венеры — превосходную копию с греческого оригинала III в. до н.э. Русская патриархальная знать была ошарашена скульптурным изображением обнаженной женщины. Чтобы уберечь статую, пришлось выставить около нее вооруженный караул.
В 1710-1714 гг. в Летнем саду на берегу Фонтанки был построен Летний дворец Петра I (арх. Д. Трезини, А. Шлютер). Скромное каменное двухэтажное здание под высокой кровлей — ценнейший архитектурный памятник Петербурга начала XVIII в. Дворец не подвергался перестройкам и поэтому хорошо сохранился. В 1925 г. в нем открылся исторический мемориальный музей: в помещениях воссоздана обстановка петровского времени, представлены подлинная мебель и личные вещи царя.
Достойна восхищения ограда Летнего сада со стороны Невы (арх. Ю. Фельтен и П. Егоров, 1771-1784). Чугунная решетка в виде копий с позолоченными наконечниками и орнаментом дополнена гранитными колоннами, декоративными вазами. Современники называли ограду «чудом света».
К другим достопримечательностям Летнего сада относятся: ограда со стороны Мойки (арх. Л. Шарлемань, 1826), Кофейный домик (арх. К Росси, 1826), Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827), памятник великому баснописцу И. Крылову (скульпт. П. Клодт, 1855) и декоративная ваза из розового порфира, установленная перед прудом в 1839 г.
Летний сад, излюбленное место отдыха жителей города, занимает площадь около 12 га. В нем около трех тысяч деревьев, среди которых есть и сохранившиеся с петровских времен!
Добавить комментарий