Санкт-Петербург. Домик Петра I
Фото 12.05.2015:
Домик Петра I (1703 г., 1844 г.)
Адрес: г. Санкт-Петербург, Петровская наб., д. 6
Домик Петра I построен в мае 1703 года, каменный футляр сооружён в 1844 году. Является памятником архитектуры XVIII века и охраняется государством. Это первая постройка города Санкт-Петербурга, которая была летним жилищем императора Петра I в период с 1703 по 1708 годы.
Домик Петра I расположен на Петровской набережной недалеко от Троицкой площади. Является филиалом Русского музея.
Домик Петра I (по материалам сайта petr.spb.ru, №5 в экскурсионном маршруте «Путь Петра», аудиогид, 2024):
Зачастую туристы, обходя или объезжая одноэтажное кирпичное здание в глубине зелёного сквера, думают, что это и есть Домик Петра I. На самом деле перед вами своего рода футляр. Ещё при жизни царя были предприняты меры по сохранению данной постройки. Сначала по проекту Доменико Трезини возвели деревянную защитную галерею на столбах. Позже Екатерина II повелела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано. В эпоху Николая I чехол был полностью разобран и заменён новым — из «шестнадцати кирпичных столбов с арками» без штукатурки. С некоторыми изменениями он дошёл до нашего времени.
Согласно преданию, сруб размером 12,7×5,7 м из тёсаных сосновых бревен был построен солдатами-плотниками на правом берегу Невы всего за три дня. На крыше была установлена деревянная мортира и «пылающие» ядра в знак того, что дом принадлежит «капитану бомбардирской роты», как числился Пётр I в армейских списках. Царь останавливался здесь, когда приезжал в Петербург в 1703–1708 годах. После постройки деревянного Зимнего дворца Пётр тут более не жил.
Домик сохранился практически в первоначальном виде. По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны — дочери Петра — в столовой была открыта часовня. В неё поместили родовую святыню Романовых — икону Спаса Нерукотворного, принадлежавшую царю. Она сопровождала его в походах, при его болезни и погребении.
Сейчас икона находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Если будете там, обязательно обратите внимание и на витрину со знаменем. Это копия знамени лейб-гвардии Преображенского полка 1742 года. Сам собор был возведён по распоряжению Елизаветы Петровны в знак благодарности гвардейцам, которые помогли ей взойти на престол. Тогда же императрица и вручила преображенцам это знамя. После революции 1917 года знамя полка оказалось за границей, но не так давно возвращено в Россию с помощью потомков русских эмигрантов. В 2022 году был завершён совместный проект Эрмитажа и Газпрома по созданию 17 реконструкций и одной копии знамён лейб-гвардии Преображенского полка почти за 200 лет его истории. Копия, переданная в Спасо-Преображенский собор, была изготовлена в лаборатории научной реставрации тканей Эрмитажа вручную, в технике и материалах, максимально приближенных к подлиннику.
Часовню в домике Петра упразднили в 1929 году. Но в дореволюционную эпоху, пока она ещё существовала, было поверье, что молитва у иконы Спаса Нерукотворного помогает сдать экзамены, поэтому часто с левого берега на Петербургскую сторону мамаши возили своих нерадивых гимназистов. Прямо у Летнего сада была переправа, и лодочники выкрикивали: «К спасителю за три копейки!» Столько стоил один рейс по Неве с берега на берег.
Домик Петра I является прямоугольной в плане постройкой, в центре которой расположены сени, за ними маленькая спальня царя, а по сторонам более просторные кабинет и столовая. Его конструктивные особенности и декоративные детали сочетают в себе русские и североевропейские архитектурные черты. Есть версия, что сам сруб был перенесён из взятой петровскими войсками шведской крепости Ниеншанц у слияния рек Невы и Охты или принадлежал одному из местных рыбаков.
Многое напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать своему дому вид каменного строения, приказал расписать брёвна под красный кирпич, высокую крышу (высота до конька крыши — 5 м 7 см) покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. Стены и сейчас сохранили следы такой раскраски. Подобный способ декорировки деревянных построек был характерен для первых лет существования города, но сохранилась подобная роспись до сегодняшнего дня лишь здесь.
Стены внутренних помещений домика, как и в петровское время, обшиты морской парусиной. Пётр не любил больших пространств, и когда останавливался в Европе во дворцах, приказывал уменьшать комнаты затягиванием их парусиной.
Сейчас в домике можно увидеть мундирное платье, трость восточной работы, отливку руки Петра с оттиска, сделанного на одном из заводов Липецка. И поскольку вы уже имели возможность сравнить свои габариты с габаритами императора с помощью ростомера на набережной, вам будет небезынтересно узнать, насколько он доминировал над своими подчинёнными в прямом смысле этого слова. При входе у двери помещена латунная табличка с указанием роста царя — 2 м 4 см.
В конце XIX века начались работы по укреплению и облицовке гранитом берега Невы. В течение ХХ века появились гранитная набережная в современном виде и ныне существующие постройки. Так, единственный сохранившийся дом начала XVIII века после расширения и благоустройства набережной оказался в десятках метрах от воды.
Домик построен у Троицкой площади, которая на тот момент была главной в городе. К ней мы пройдём через внутренний двор Дома политкаторжан. Но сначала обратите внимание на здание напротив, в котором жили известные деятели советской культуры. На первом этаже три керамических панно, сделанных в 1969 году. На среднем мы можем видеть стилистическое изображение Троицкой площади: корабли, с которых скатывают бочки с заморскими винами, доставку почты, характерные гранёные стопки на столе и подвязанные чулки у дворян — мода тех лет. Венчает его фраза из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»: «Все флаги в гости будут к нам».
Рассмотрев эту замечательную работу художника Коваленко, мы проходим к скверу Товстоногова.
Георгия Товстоногова и Петра I, как и любых новаторов, роднит многое. Они были настоящими фанатиками своего дела в позитивном значении этого слова. Как Пётр черпал опыт со всего мира, так и Товстоногов привносил в свою театральную деятельность зарубежный опыт после многочисленных поездок, развивая систему Станиславского, добавляя в неё многое от себя.
Пётр был деспот, таким же тираном в своей профессии был режиссёр. «Я несъедобен!» – говорил он, увольняя тех, кто не справлялся со своей работой. Его пребывание в БДТ считается «золотой эрой» театра.
Вообще события Петровской эпохи нередко становились темами для спектаклей. Достаточно вспомнить оперу М.П. Мусоргского «Хованщина» или уже советскую постановку, которая так и называлась — «Пётр I».
И здесь самое время перекинуть мостик к основным сюжетам Петровской эпохи, проиллюстрированных скульптурами, установленными в сквере.
Добавить комментарий