Петергоф. Большой дворец
Фото 22.07.2011:
Большой Петергофский дворец
Адрес: г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Разводная, д. 2
Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем и центром Петергофского ансамбля. Это трёхэтажное здание, длина которого составляет почти 300 метров.
- Парадная лестница
- Танцевальный зал
- Голубая приёмная
- Чесменский зал
- Тронный зал
- Аудиенц-зал
- Белая столовая
- Китайские кабинеты
- Картинный зал
- Куропаточная гостиная
- Диванная
- Туалетная
- Кабинет императрицы
- Штандартная
- Кавалерская
- Большая голубая гостиная
- Секретарская
- Коронная
- Дубовый кабинет
- Дубовая лестница
- Церковный корпус
- Гербовый корпус
- Особая кладовая
Большой дворец (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
Центральное сооружение Петергофа — Большой дворец, составляющий единое композиционное целое с Большим каскадом. Дворец возвышается на гребне прибрежной гряды, что зрительно увеличивает высоту здания. Он обращён своим главным фасадом на великолепные парки, сады и Финский залив.
Первоначально архитекторы И. Браунштейн, Ж.Б. Леблон и Н. Микетти возвели небольшой двухэтажный дворец. Позже, в 1747-1752 годах, он был капитально перестроен Б.Ф. Растрелли. Облик здания кардинально изменился: оно стало трёхэтажным, вытянувшись в длину почти на 300 м, справа и слева от центрального корпуса появились Церковный и Гербовый корпуса, которые соединялись с основным зданием одноэтажными галереями. Кровля центральной части дворца имеет сложную форму, характерную для архитектуры эпохи барокко. Венчает её золочёная ваза. Церковный (церковь во имя апостолов Петра и Павла) и Гербовый корпуса увенчаны оригинальными изящными куполами с небольшими стройными фонариками и позолоченными главками. Купола имеют высоту 27 м и украшены гирляндами из пальмовых листьев, позолотой. Над Гербовым корпусом снизу виден медный двуглавый орёл, держащий в лапах скипетр и державу. Он установлен на высоком шпиле, устроенном по принципу флюгера и вращающемся под действием ветра. Чтобы при любом повороте флюгера и с любой точки города всегда были видны две головы орла, он специально сделан трёхглавым.
Над внутренним убранством помещений дворца работало множество архитекторов и декораторов: Растрелли, Валлен-Деламот, Фельтен и другие. Всего в Большом дворце более пятидесяти парадных помещений, оформленных в различных стилях (барокко, рококо, классицизм), но, несмотря на это, декор интерьеров отличается единством.
Парадная лестница Большого дворца оформлена Растрелли с большим мастерством. Вестибюль украшен лепкой, резьбой, скульптурой; стены покрыты росписями в технике темперы, а плафон расписан масляными красками на аллегорический сюжет. Разнообразие декоративных элементов, каждый из которых имеет свою символику, синтез множества изобразительных средств делают лестницу исключительно нарядной и пышной.
Интерьер кабинета Петра I (Дубового кабинета) сохранил черты, присущие петровской эпохе. Хотя Большой дворец многократно перестраивался, оформление Дубового кабинета оставалось неизменным: он являлся своего рода уникальной исторической реликвией, где на протяжении нескольких веков всё сохранялось таким же, каким было при жизни царя-реформатора.
Богатство портретного (Картинного) зала — 368 полотен, на которых изображены преимущественно молодые женщины в национальных костюмах различных стран. Они написаны всего с восьми натурщиц, но столь разнообразны, что заметить это может только специалист. Картинный зал, из-за украшающих его портретов получивший название «Кабинет мод и граций», — одно из самых старых помещений Большого дворца. Он занимает основную часть второго этажа центрального корпуса и играет важную роль во всём ансамбле внутренних помещений. В оформлении интерьера картинного зала использованы обильный резной декор, позолота и зеркала.
Тронный зал площадью 342 кв. м — наиболее просторное помещение Большого дворца. Первоначально Растрелли оформил его в барочном стиле, но в 70-х годах XVIII века Фельтен при перестройке внёс элементы классицизма. От первоначального декора Растрелли сохранился только роскошный наборный паркет. Стены украшены декоративной лепниной и рельефными композициями. В Тронном зале находятся многочисленные портреты царствующих особ, в том числе Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Самым известным является полотно В. Эриксена «Шествие на Петергоф» (1762) — парадный портрет Екатерины II в мундире Преображенского полка верхом на коне.
Чесменский зал прославляет победу российского оружия в русско-турецкой войне 1768-1774 годов, в результате которой наше государство окончательно утвердилось на Чёрном море. На стенах зала развешаны картины Ф. Гаккерта с изображением различных эпизодов Чесменской битвы. Особое внимание привлекает полотно «Сожжение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня 1770 г.». Художнику удалось реалистично передать взрывы и пожар на кораблях турецкого флота. Он достиг этого не без помощи русских моряков: чтобы помочь Гаккерту получить достоверное представление о взрыве и пожаре на корабле, командование русского флота пригласило его присутствовать при том, как на рейде Ливорно при большом стечении народа в 1771 году был взорван списанный фрегат «Святая Варвара», нагруженный порохом.
Наборный паркет и великолепные хрустальные мосты удачно гармонируют с остальными деталями декора Чесменского зала, имеющего второе название — Зал морской славы.
Отделка всех парадных помещений Большого дворца — Столового зала, Аудиенц-зала, Буфетной, Куропаточной гостиной, двух Китайских кабинетов, Танцевального зала и многих других — отличается не меньшей изысканностью: картины европейских художников, декоративные ткани, резьба, расписные плафоны — всё создано с большим мастерством.
15 июня 1752 года состоялось торжественное открытие Петергофского дворца, который стал одной из главных достопримечательностей столицы. Синева моря, шелест фонтанных струй, зелень парков и позолота украшений — всё это производит особое, величественное впечатление. И главное в этом великолепии — изумительные, вызывающие восторг фонтаны.
Добавить комментарий