Екатеринбург. Выставка советской рекламы (Фотогалерея)
Фото 14.06.2013:
Выставка советской рекламы
(г. Екатеринбург, музей истории Екатеринбурга)
Бутылки и этикетки вин, пива, кваса, газированных напитков. Стекло. 1950-е — 1980-е годы. Коллекции МИЕ, Музея этикетки типографии «Астра», И.В. Ренева.
В декабре 1924 года, спустя 10 лет после введении сухого закона, в России вновь начался выпуск водки. Нищенствующее государство, по понятным причинам, решилось на «водочное» финансирование бюджета. На прилавки поступила первая советская водка — прозванная в народе «рыковка», по фамилии председателя Совнаркома А. Рыкова. В 1924 году М. Булгаков записал в своём дневнике: «В Москве событие — выпустили 30° водку, которую публика с полным основанием назвала «рыковкой». Отличается она от царской водки тем, что на десять градусов она слабее, хуже на вкус и в четыре раза её дороже».
Со временем алкогольная продукция стала одним из основных экспортных товаров. И безусловно, наибольшим спросом пользовалась водка с известным брендом Stolichnaya. В 1969 году была запатентована торговая марка и этикетка, а заодно и рекламный слоган: «Только водка из России — настоящая русская водка». Благодаря агрессивной рекламной кампании «Столичная» возглавила рейтинг мировых алкогольных брендов — 100 International Top Spirits Brands.
Особого внимания заслуживает этикетка «Столичной». Среди возможных авторов указывают Андрея Борисовича Иогансона либо Владимира Михайловича Яковлева. На этикетке изображено здание гостиницы «Москва». Наискось идёт надпись в две строки, шрифтом, имитирующим написание «от руки».
Газированная вода «Буратино» — самый распространённый безалкогольный прохладительный напиток в СССР. В производстве лимонада не применялись искусственные красители и консерванты. Газировка разливалась в стеклянные бутылки ёмкостью 0,5 литра и закупоривалась бутылка жестяной крышкой; на полукруглой этикетке изображался сказочный персонаж. Лимонад имел прозрачный золотистый цвет, приятный сладковато-терпкий вкус и характерные шипучие качества.
Позднее «Буратино» оказался потеснён советской кока-колой — газировкой «Байкал» (спиртовой настой зверобоя и корня солодки, экстракт элеутерококка, а также эфирные масла эвкалипта, лавра и лимона).
Коробки папиросные, сигаретные, спичечные коробки и этикетки. Бумага. 1920-е — 1980-е годы. Коллекции МИЕ, Музея этикетки типографии «Астра», Ю.П. Сакныня.
В первые годы советской власти положение с табаком было катастрофическим. Нарком пищевой промышленности Анастас Микоян предупреждал правительство: «Когда при коммунизме люди перестанут курить — другое дело, а сейчас как воздух нужен табак». Всего 9 лет понадобилось государству рабочих и крестьян, чтобы войти в тройку самых больших производителей табачных изделий в мире, уступив пальму первенства лишь США и Китаю, но подавляющее большинство курильщиков были уверены, что из сигарет одной марки лучше те, что запечатаны в жёсткой картонной пачке, нежели в мягкой бумажной.
Табачная упаковка служила одновременно средством наглядной агитации и пропаганды. Советской промышленностью выпускались сигареты, посвящённые городам; технике и космосу: «Ту-134», «Восток», «Полёт», «Ракета», «Лайка»; сувенирные сигареты — с символикой и орденами СССР.
«Беломорканал» — легендарные папиросы, про которые придумано огромное количество баек и легенд. Например, что советские лётчики могут летать, ориентируясь лишь по карте, изображённой на пачке.
«Герцеговина Флор» — любимая марка табака Иосифа Сталина.
Рисунок на пачке «Казбека», согласно легенде, утверждал самолично Иосиф Виссарионович.
Из более или менее традиционных сортов лучшими сигаретами считались «Космос». Их выпускали на многих табачных фабриках. Самыми качественными считались сухумские, потом тбилисские и кишинёвские.
Ещё один сверхпопулярный, хотя и более демократичный сорт — «Ява», выпускавшийся в Москве, на фабриках «Ява» и «Дукат». Первая считалась хорошей и «приличной к употреблению», вторая — намного хуже.
Сигареты «Прима» выпускались как с фильтром, так и без него. Сигареты без фильтра считались непрестижными, их курили деклассированные личности, солдаты, бедные студенты и заядлые курильщики с колоссальным стажем.
Сигареты «Памир» с изображением пешего туриста, шутливо именовались «Нищий в горах».
Упаковка духов, одеколонов, кремов, пудр, румян. Стекло, бумага. 1920-е — 1980-е годы. Коллекции МИЕ, Музея этикетки типографии «Астра», Д.Г. Котова, П.О. Малкова, Л.И. Устиновой.
После революции все парфюмерные фабрики были национализированы и переориентированы на выпуск мыла для красноармейцев. Всё, что касалось ухода за собой, помимо самых естественных гигиенических потребностей, было объявлено буржуазным пережитками. Печальной участи не избежал в 1918 году и знаменитый Брокар.
Одну из крупнейших европейских парфюмерных фабрик назвали Пятым мыловаренным заводом и обязали выпускать только один вид продукции, но с приходом в 1921 году НЭПа отношение людей к парфюмерии стало меняться.
В 1922 году создаётся Государственное объединение (трест) заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности (Жиркость) Московского Совета народного хозяйства — легендарное ТЭЖЭ. Такой же объединяющий трест (ЛЕНЖЕНТ) был создан в Ленинграде.
В СССР сохранялась старинная технология изготовления футляров для парфюмерии и косметики. Объёмные клееные футляры с богатой шёлковой драпировкой внутри и с фигурным «гнездом» для флакона долгие годы существовали, как характерная деталь советского стиля. Оставались прежними и наименования многих товаров: «Кармен», «Букет моей бабушки», «Магнолия», «Мои Грёзы» и другие.
Флаконы можно было использовать и как агитационный материал. На этикетках советских духов появлялись знамёна и ленты, колосья, пятиконечные красные звёзды, серп и молот, изображения рабочего и колхозницы, а также изображения новых советских девушек: спортсменок, колхозниц, ударниц и так далее. Популярными были изображения Кремля. К оформлению этикетом и к дизайну флаконов в 20-30-е годы привлекались многие известные художники: С. Чехонин, А. Родченко, А. Мандрусов, К. Юон, А. Дейнека, В. Конашевич, И. Фомина.
Упаковка детских игр и канцелярских принадлежностей. Бумага, металл, пластмасса. 1930-е — 1980-е годы. Коллекции МИЕ, Музея этикетки типографии «Астра», Ю.П. Сакныня, Е.В. Галицкой.
Добавить комментарий