Усадьба дворянки Л.Ф. Рейнфельд (2-я пол. XIX в.)
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Гоголя, д. 42 / ул. Карла Маркса, д. 10 — Главный жилой дом
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Карла Маркса, д. 8А — Западный флигель
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Карла Маркса, д. 8Б — Восточный флигель
Приёмный земский покой, середина XIX в. Главный жилой дом усадьбы Л.Ф. Рейнфельд. Дом Л.Ф. Рейнфельд, вторая половина XIX в. (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Формировалась в последней четверти XIX века (в 1889 году главный дом значится ещё иным, полукаменным). Территория усадьбы занимала почти всю северную сторону квартала между улицами Разгуляевской (ныне улица Гоголя) и 2-й Береговой (ныне улица Горького). Угловой участок занимает двухэтажный дом, его продолжением по Крестовоздвиженской улице (ныне улица К. Маркса) являются два флигеля.
Главный жилой дом
Дом каменный, в плане Г-образный, с небольшим выступом к западу. Угловое расположение обусловило равноценную разработку обоих фасадов. Они сходны своей декорацией, введением второго, сдвинутого на край аттика, тогда как над углом дома — кровельная тумба. При этом северный фасад более протяжённый, а у восточного за счёт входа заметнее выражена асимметрия. Фасады членят на этажи две профилированные тяги, между которыми лежат филёнки, фланкируемые мелкими пилястрочками с каннелюрами. Вертикальные членения образуют филёнчатые пилястры. Все окна лучковых очертаний. Однако пропорции верхних окон удлинённые. К рамочным обводам здесь несколько позже была добавлена лепнина в духе модерна, состоящая из картуша и стилизованных веток.
Центральные аттики украшены медальоном, повышены и изогнуты, очертания боковых более пологие. На восточном фасаде уцелела ажурная кровельная решётка, а над входом — причудливо изогнутый навес на чугунных кронштейнах с «оплетениями» и шишечками. Створки дверей рисунком близки стилю модерн.
Каждый этаж подразделён внутри тремя капитальными стенами. Как внизу, так и наверху выделяется угловой зал, просторный, с окнами на две стороны. Хорошо сохранились лепные плафоны с разнообразными розетками, изразцовые печи и другое убранство.
Восточный флигель
Восточный флигель каменный, одноэтажный, имеет сходную с самим домом Г-образную конфигурацию. Симметрия уличного фасада несколько нарушается смещением входа вправо (ныне заложен). На цоколе и под венчающим карнизом идут отделённые тягами горизонтальные углубления. Внизу они укрупненные, вверху более частые.
Изгибу оконных проёмов вторят многообломные сандрики, чьи кронштейны похожи на триглифы. Аттик и тумбы по краям кровли соединены решётками.
Западный флигель
Западный флигель тоже каменный одноэтажный, но на высоком подвале; прямоугольный. Фасадный декор проще и чередуется с обширными гладкими плоскостями стены. Включает пилястры на углах, штукатурные обрамления окон и двойные филёнки под ними, «ширинчатый», на сухариках, подкарнизный пояс. Широкий фигурный аттик увенчан по центру тремя тумбами.
Строительство здания относится к 1860-м годам. Автор проекта неизвестен. В это время усадьба принадлежала дворянке Л.Ф. Рейнфельд. Один из флигелей Рейнфельд сдавала городу под «приёмный земский покой».
Приёмный земский покой
Здание бывшего земского покоя поставлено по красной линии улицы Карла Маркса, представляет собой одноэтажный, на высоком цокольном этаже каменный объём, прямоугольный в плане.
Уличный фасад на пять оконных осей, углы закреплены филёнчатыми лопатками, в нижней части декорированными стилизованными каннелюрами. Вертикальное членение фасада составляют: линия цоколя, междуэтажный (подоконный) пояс, фриз, венчающий карниз. Центральная часть фасада отмечена в уровне кровли аттиком криволинейных очертаний. Прямоугольные окна подвального (цокольного) этажа выполнены без наличников.
Окна верхнего этажа с лучковым верхом, имеют штукатурное профилированное обрамление в виде наличников «с плечиками». Под окнами устроены двухчастные прямоугольные филёнки. Фриз украшен декором в виде стилизованных триглифов и метоп. Завершается фасад карнизом несложного профиля. Аттик имеет трёхчастную центрально-осевую композицию, каждая из частей отмечена столбиками с декорированной поверхностью. Лицевая поверхность аттика украшена лепным растительным орнаментом, сохранившимся фрагментарно.
Из первоначального убранства помещений сохранились штукатурные карнизные и потолочные тяги несложного профиля, две печи, одна из которых имеет декорированную лицевую поверхность в виде полуциркульной арки.
Усадьба — целостный, пространственно значительный ансамбль в формах эклектики.
ГАСО ф. 74, оп. 1, д. 134-135.
О.А. Бессонова
А.Ю. Каптиков