Екатеринбург. Улица Куйбышева, дом 40 (Усадьба Рязанова)

Усадьба Рязанова (XIX в.)

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 40

Усадьба Рязанова, XIX в., архитектор М.П. Малахов (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):

На улице Куйбышева (быв. Сибирский пр.) расположены две усадьбы, считавшиеся одними из самых богатых в старом Екатеринбурге, а об их владельцах, семье купцов Рязановых, ходили легенды.

Так называемая Большая рязановская усадьба представляет собой один из лучших архитектурных ансамблей Екатеринбурга эпохи классицизма.

В 1815 году Т.М. Рязанов приступил к строительству своего дома. Место для его возведения было выбрано на левом высоком берегу Исети, рядом с молельным старообрядческим домом, обозначенным на генеральном плане 1804 года. На плане города 1818 года на усадьбе значится главный дом и флигель.

Главный дом усадьбы возводился как угловой на пересечении Сибирского проспекта и намечавшегося планом города продолжения 2-й Береговой.

Однако улица продолжения не получила, и фасад, украшенный портиком с фронтоном, оказался обращённым в сторону разбитого позднее большого сада, протянувшегося до реки.

Строительство велось в 1815-1818 годах. Первоначально Большой дом был одноэтажным.

Позднее А.Т. Рязанов достроил второй этаж, построил каменную оранжерею, разбил сад. Полностью усадебный комплекс с каменным двухэтажным главным домом, флигелями, службами, оранжереей, двором и садом сформировался к концу 1850-х годов.

В строительстве и отделке усадебного дома принимал участие М.П. Малахов. Каменная оранжерея и пристрой к дому возведены по проектам архитектора К.Г. Турского в 1840-х годах.

Композицию усадьбы определило традиционное сочетание главного дома, флигеля и ворот между ними. Северные фасады главного дома и двух флигелей (западный и восточный — прим. ред.) образуют многоосевую композицию, объединены между собой вставками оград и ворот по красной линии улицы Куйбышева.

Главный каменный дом, трёхэтажный по главному фасаду, поставлен на высокой точке местности, доминируя в пространстве проспекта со стороны реки Исети. Г-образный план соответствовал направлениям улиц, а различная этажность — рельефу местности.

Главный фасад — с колоннами, поставленными на высокие пьедесталы, боковой — двухэтажный, с портиком на раскреповке цоколя.

При одинаковых колоннадах разная протяжённость фасадов, различные основания и завершения портиков придают Большому дому живописность и, несмотря на некоторую аскетичность форм, интимность.

Особым изяществом отличаются капители. Колонны с подобными капителями через много лет будут повторены Малаховым при реконструкции Горной канцелярии. Главный и боковой садовый фасады получили одинаковое по пластичной насыщенности решение, с крупномасштабными четырёхколонными портиками коринфского ордера.

Замкнутый характер прямоугольного двора подчёркнут воротами и двумя одноэтажными флигелями более позднего происхождения, полностью отгораживающими дворовое пространство от улицы. Вход в дом расположен со двора. Оба флигеля отмечены сходством объёмной композиции, но отличаются размерами и декором. Это приземистые, одноэтажные, прямоугольные в плане постройки, вытянутые по оси вдоль улицы.

Между ними находится каменная ограда с хозяйственными воротами, которые были сооружены в период окончательного оформления усадьбы — в 1850-е годы.

Западные ворота находятся между главным домом и западным флигелем. Композиция их симметрична. Центральный проезд фланкирован двумя устоями, в которых организованы проходы. Устои с улицы декорированы выступающими вперед четырёхколонными портиками со спаренными колоннами тосканского ордера.

Колонны поддерживают гладкий антаблемент с горизонтальными тягами и карнизом, берущими своё начало в горизонтальных членениях главного фасада и продолженными в каменной ограде. В композицию ограды включены ажурные решётки, перекликающиеся по рисунку с ограждениями балконов дома.

Усадьба по праву считалась украшением Екатеринбурга.

В планировке наряду с градостроительными принципами русского классицизма отразились и особенности бытового купеческого старообрядческого уклада жизни.

После же событий октября 1917 года положение резко изменилось. Оставленные владельцами здания неоднократно меняли своих хозяев, которые плохо представляли себе их архитектурную ценность.

Так, в Большом доме после Гражданской войны вначале разместился детский дом имени Красной армии, затем автошкола, а сейчас его помещения отведены под коммунальное жильё.

Всё это, безусловно, не способствовало сохранению усадьбы. В современный период многие элементы комплекса утрачены или искажены поздними переделками. К настоящему времени усадьба сохранилась частично.

ГАСО ф. 8, оп. 1, д. 314, д. 505, л. 6; д. 583, лл. 474, 904, 1025, 2501; ф. 24, оп. 12, д. 1371, лл. 177-177 об.; ф. 35, оп. 1, д. 2392, л. 296; Агеев С.С., Микитюк В.П. Рязановы — купцы Екатеринбургские. — Екатеринбург, 1998; Злоказов Л.Д., Семёнов В.Б. Старый Екатеринбург. Город глазами очевидцев. — Екатеринбург, 2000. С. 66; Козлов А.Г. Творцы науки и техники на Урале. XVII — начало XX века. Биографический справочник. — Свердловск, 1981. C. 73, 145.

Л.Г. Михайлова

Здания г. Екатеринбурга, , Permalink

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *