Екатеринбург. Улица Карла Либкнехта, дом 38А (Свердловская филармония)
Фото 11.06.2013:
Деловой клуб (1915-1927 гг.)
Свердловская государственная академическая филармония
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 38А
Здание Свердловской государственной филармонии (бывший Деловой клуб), 1915-1927 гг., архитекторы К.Т. Бабыкин, Г.П. Валенков, Е.Н. Коротков (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Первоначально здание проектировалось в 1914-1915 годах архитектором К.А. Полковым как концертный зал Екатеринбургского общественного собрания. После революции прежний проект был положен в основу строительства делового клуба, но при этом перерабатывался архитекторами К.Т. Бабыкиным, Г.Л. Валенковым и Е.Н. Коротковым.
В 1925-1926 годах проходил городской конкурс на росписи в интерьерах, осуществлённые художниками А.Н. Парамоновым, В.П. Елисеевым и Н. Елтышевым. Барельеф на главном фасаде сделал преподаватель Уральского художественного техникума Лямин.
С 1936 года здание заняла Свердловская государственная филармония. В связи с этим были частично перепланированы интерьеры и заложен ряд окон. Стилистически здание принадлежит модерну с чертами неоклассики.
Каменное здание расположено вдоль красной линии улицы Карла Либкнехта с небольшим подъёмом по рельефу.
Композиция фасада в целом симметрична. Два боковых объёма приподняты над центральной частью. Вертикальность членений и пластичность вносят монументальные колонны и полуколонны, вытянутых пропорций большие окна и обильный скульптурный декор. Левая боковая часть членится двумя парами колонн с композитными капителями. На колоннах водружены обелиски. Между колоннами расположены две ниши и окно арочной формы. Над глубокой центральной нишей имеется барельеф с изображением герба Советского Союза и двух склонённых фигур.
В правой части фасада расположен главный вход. Здесь колонны одинарные, над входом нависает балкон. Над трёхчастным прямоугольным проёмом помещён барельеф, представляющий многофигурную композицию на тему «Труд». Центр фасада организован ритмическим повтором двух элементов — высоких окон с арочным завершением и полуколонн, заполняющих узкие простенки.
В оформление фасада входят графичный рисунок оконных переплётов и лепной орнамент со скульптурными головами над окнами.
Основные помещения примыкают к главному фасаду. Это вестибюль и бывший зал ресторана на первом этаже, зрительный зал со сценой на втором. Главный вход ведёт в вестибюль, отделённый от парадной лестницы двумя опорами.
Центральное положение в плане первого этажа занимал зал ресторана. Ядром второго являются высокий зрительный зал со сценической коробкой и два фойе — большое и малое, расположенные к востоку от зала. Над большим фойе на третьем этаже находится двухсветный зал.
Интерьеры имеют богатое убранство, включающее архитектурный декор, росписи, лепнину и живописные панно.
Потолки украшены кессонами с розетками и росписями. Росписи потолка фойе орнаментальные. В фойе выделяются арочные тимпаны над входами в зрительный зал и на противоположной стене с тематическими росписями. Ряд тимпанов заполнен скульптурным рельефом со сложным орнаментом, включающим стилизованные фигурки грифонов.
Убранство зрительного зала классицистично. Стены почти во всю высоту расчленены полуколоннами композитного ордера. Простенки заполняет лепной орнамент с медальонами, изображениями атрибутов искусства и растительными мотивами.
Дверные порталы украшены сандриками со скульптурными грифонами. По фризу проходит лепная цветочная гирлянда. Портал сцены отделан рельефом.
Центральная часть потолка — сложной гранёной формы с плафоном, исполненным в технике альфрейной живописи. На плафоне герб Советского Союза, обрамлённый виньетками и арабесками.
В интерьере малого фойе акцентированы три больших арочных проёма, соединяющих его с помещением буфета. Боковые из проёмов украшены вазонами и витражами.
Образец зрелищного сооружения начала XX века, в архитектуре которого сказалось позднее влияние модерна в смешении с традициями классицизма.
ГАСО ф 8, оп. 2, д. 89; ф. 62, оп. 16, д. 398, л. 251; Павловский Б.В. Художники Свердловска. — Л., 1960. С. 25-26.
А.Ю. Каптиков
Добавить комментарий