Екатеринбург. Улица Горького, дом 14 (Доходный дом Чувильдина)
Доходный дом купца В.И. Чувильдина (1900 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Горького, д. 14
Доходный дом купца В.И. Чувильдина, 1900 г., архитектор А.С. Чирковский (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Двухэтажный кирпичный дом построен по прошению екатеринбургского мещанина В.И. Чувильдина в 1900 году по 2-й Береговой.
Поставленное на отлогом берегу реки Исети здание уступами спускается по склону. Главным фасадом выходит на красную линию улицы Горького. Тяготение застройки к воде, обусловленное рельефом, определяет своеобразие планировки этого отрезка улицы: дома здесь обращены протяжёнными фасадами к реке, торцами — к уличному проезду.
Простой прямоугольный в плане объём выглядит живописно благодаря асимметричной композиции главного фасада. Конфигурация плана здания имеет прямоугольную форму. Объём складывается из двух блоков, поставленных в разных рельефных уровнях. Блок, обращённый к улице, увенчан коробовой кровлей, а спускающийся к реке — плоской.
Главный и боковые фасады решены асимметрично.
Акцент в композицию главного фасада вносит парадный вход, размещённый в северо-восточном углу дома. Два спаренных дверных проёма отмечены навесом на кованых кронштейнах с подзором из меандра и крыльцом в три ступени, сложенные из гранитных плит. Двустворчатые дверные полотна проработаны филёнками и прорезаны в верхней части узкими оконными проёмами с овальными завершениями. Расположенное над входом большое окно выделяется в ритме часто расставленных по фасаду высоких оконных проёмов.
Архитектурное убранство фасадов основано на использовании стилизованных русских мотивов. Два ряда высоких прямоугольных окон с лучковыми перемычками обрамлены рамочными наличниками, дугообразными профилированными сандриками с капельками и лежачими подоконными неглубокими узкими нишками в первом этаже и под окнами второго — тяги, филёнки.
Рядам высоких прямоугольных окон соответствует развитость горизонтальных членений. Чётко выявленные горизонтали (широкой междуэтажный пояс, образованный подоконной и междуэтажной тягами, многопрофильный карниз) подчёркивают однородность композиции этажей. Широкий венчающий карниз с сухариками образован нависанием рядов кирпичной кладки. Углы фасадов отмечены рустованными лопатками. Венчает дом высокая коробовая кровля.
Южный фасад основного объёма здания разделен лопатками на три прясла с разным числом проёмов. Его средняя часть выделена слабо развитым ризалитом в одну ось. Этот акцент несколько смещён от геометрического центра фасада вправо. Над ним возвышается фигурный фронтончик пирамидально-шатровой формы, образованной постепенно уменьшающимися в высоту венцами и шпилем.
Композиционный центр фасада отмечен расположенными на вторых этажах балконами (заключающими по одному дверному и оконному проёму), сохранившими первоначальную ажурную решётку. Убранство фасадов характерно для кирпичной архитектуры периода эклектики.
Планировка этажей имеет сходное решение. Помещения группируются вдоль северного и южного фасадов, связь между ними осуществляется посредствам внутреннего коридора. Парадный вход в первом этаже ведёт в прихожую с подсобным помещением и большую двусветную комнату в юго-восточном углу, изолированные от остальной части дома. Связь со вторым этажом осуществляется через парадный вход и тамбур с высокой лестницей.
Декоративное убранство обеих комнат включает лёгкую профилировку верхней части стен, плафонные розетки в виде кольцевых поясов. Двери и наличники проработаны филёнками. Побелённые печи в обеих комнатах состоят из пьедестальной части основного массива, оформленного пилястрами дорического ордера с опирающимся на них архивольтом.
ГАСО ф. 62, оп. 1, д. 799, с. 71, 72.
Н.Б. Козюк
Добавить комментарий