Екатеринбург. Улица Челюскинцев, дом 11 (Управление Свердловской железной дороги)
Фото 13.06.2013:
Здание управления Свердловской железной дороги (1928 г.)
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, д. 11
Здание управления Свердловской железной дороги, 1928 г., архитектор К.Т. Бабыкин (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Здание поставлено со значительным отступом от красной линии улицы, представляет собой многоэтажный каменный объём, сложный в плане.
Объёмную композицию составляют четырёхэтажные (с цокольным этажом) корпуса, поставленные по периметру участка и образующие замкнутый внутренний двор.
Главный южный фасад, обращённый на улицу Челюскинцев, имеет центральноосевую трёхчастную композицию. Центральная часть фасада, выделенная из общей композиции повышенным объёмом ризалита с шестиколонным портиком, с двух сторон фланкирована развитыми боковыми крыльями.
Угловые части решены в виде ротонд, увенчанных невысокими куполами и фланкированными ризалитами. Поверхность стены цокольного этажа и подоконная часть первого этажа облицована шлифованными гранитными блоками, стена первого этажа обработана крупным рустом, выполненным из гранитных блоков с «рваной» поверхностью.
Основное поле стены верхних этажей имеет гладкую поверхность, ризалитов и угловых ротонд — рустованную поверхность. В членениях и декоре южного фасада применены ордерные элементы — трёхчетвертные колонны композитного ордера, треугольные фронтоны, сандрики, опирающиеся на муфтированные колонки ионического ордера.
Убранство фасада дополнено такими декоративными элементами, как замковые камни, модульоны, фигурные кронштейны балконов, балюстрада балконных ограждений и венчающего аттика центрального объёма.
Западный и восточный фасады имеют идентичное решение. Здесь использована трёхчастная композиция с тремя композиционными осями. Каждая из осей выделена расположением ризалитов, завершающихся треугольными фронтонами.
Акцент в общей композиции сделан на центральный ризалит, украшенный шестью пилястрами композитного ордера. Членение фасада по высоте, ордерные элементы и декоративное убранство полностью повторяют решение главного южного фасада.
В основу планировочной композиции положена коридорная схема. Связь между этажами осуществляется несколькими лестницами. Интерьерное убранство здания выполнено в стилистике неоклассицизма.
Здание Управления Свердловской железной дороги является одним из ранних образцов крупного административного сооружения в стиле советского «неоклассицизма».
О.А. Бессонова
Добавить комментарий