Екатеринбург. Улица Воеводина, дом 5 (Музей ИЗО)
Фото 13.06.2013:
Госпиталь Екатеринбургского завода (1749 г.)
Александровская городская богодельня с Николаевской домовой церковью (1867 г., 1898-1899 гг.)
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Воеводина, д. 5
Здание построено в 1749 году, перестроено в 1867 году. Является объектом культурного наследия областного значения и охраняется государством.
Госпиталь Екатеринбургского завода, где состоялось первое театрализованное представление, 1749 г. (по материалам книги «Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург / Отв. ред. В.Е. Звагельская. — Екатеринбург: «Издательский дом «СОКРАТ», 2007. — 536 с., ил.»):
Здание госпиталя (богадельни) принадлежит к немногим сохранившимся сооружениям, входившим в границы планировочного ядра города-завода в XVIII веке. Каменный госпиталь состоит из четырёх корпусов, сблокированных по периметру внутреннего двора.
В северо-восточной части размещался «госпиталь», в северо-западной «монетная экспедиция», в южной части — «аптека», в юго-западной — «пробирная лаборатория» и «меховая». Тут же был заводской острог.
Северный главный фасад госпиталя представлял собой симметричную композицию из двух корпусов, между которыми был вписан четырёхколонный портик с треугольным фронтоном, оформляющий вход. Корпуса венчались высокими «барочными» кровлями.
В течение XIX века облик здания претерпел изменения: исчезли высокие кровли XVIII века, новое оформление получили входы и проезды. В 1867 году по решению городского и мещанского обществ в здании учредили богадельню (приют для престарелых без родственников). В 1895 году на втором этаже западной части, где находилась богадельня, была устроена Никольская домовая церковь. В 1899 году с разрешения архитектора Ю.О. Дютеля над церковью возвели звонницу.
В современный период здание подверглось кардинальной перестройке, в нём разместился музей изобразительных искусств.
Выходит западным фасадом на красную линию переулка Воеводина, спускающегося к реке. Почти квадратное в плане двухэтажное каменное здание с примыкающей к нему с южной стороны одноэтажной пристройкой имеют подвальный этаж, который из-за понижения рельефа получает на восточной стороне значительную высоту.
Симметричная композиция западного фасада с трёхчастной структурой складывается из центральной повышенной части и крыльев. Раскрепованный участок стены по сторонам от арочного проезда (заложен) ещё больше подчёркивает значение центральной части в композиции фасада.
Особенно выразительный пластический акцент вносят два венчающих фронтона со столбиками, образующие слитную форму с лопатками, разрывами карнизов над тремя арочными окнами, с обилием рельефов и лепнины.
Боковые крылья ритмично членятся двумя рядами высоких окон без наличников.
Окна второго этажа с лучковой перемычкой отмечены подоконными филёнками. При строгом соблюдении ритма осей в ряд проёмов второго этажа включены плоские лопатки, членящие крылья на прясла разной ширины: два в три оси и крайние в четыре оси.
Протяжённость фасада подчёркивают горизонтали цоколя, широкого междуэтажного пояса, образованного подоконной и междуэтажной тягами и венчающего многопрофильного карниза, прерываемых лишь уступом центральной части.
Лаконичная архитектура построена на контрасте пространственной композиции центра и строго расчленённой плоскости фасада, что соответствует официальному характеру здания.
В доме пять входов: два с восточной стороны, два с северной и один с южной.
Внутренняя планировка здания изменена.
Уникальный памятник со сложной строительной историей; несмотря на разновременность отдельных элементов, обладает цельностью внешнего облика.
Н.Б. Козюк
богадельня, госпиталь, домовый храм, Екатеринбург, музей, музей изобразительных искусств, Свердловская область
Добавить комментарий