Севастополь

Севастополь — город федерального значения Российской Федерации. Расположен на юго-западе Крымского полуострова, на берегу Чёрного моря.

8 мая 1965 года городу Севастополю было присвоено почётное звание "Город-герой".

Севастополь (по материалам книги "Крым. 11 маршрутов, 13 карт / А. Калинин, Д. Локтев, О. Локтева. — М.: АЯКС-ПРЕСС, 2014. — 144 с."):

Город воинской славы

Севастополь — не только город воинской славы, действующая военно-морская база, крупный морской торговый и рыбный порт, но и один из самых посещаемых туристических центров в Крыму. Его центральный район отличает послевоенная белокаменная застройка в классическом стиле городского кольца улиц, окружающих высокий холм. Сюда органично вписались такие всем известные ранние городские символы, как Приморский бульвар, Графская пристань, Памятник затопленным кораблям, а также немногочисленные сохранившиеся старинные здания.

Неизменен туристический интерес к руинам древнего Херсонеса — колыбели русского православия, расположенным в черте города. Многочисленные бухты, определяющие ландшафт Севастополя, служат теперь не только военным морякам: их берега застраиваются коттеджами, особняками и комплексами апартаментов.

Маршрут по Севастополю

Общепринятый ориентир центральной части города на Николаевском мысе — пл. Нахимова с памятником знаменитому адмиралу. Сюда к подножию расположенного южнее Центрального городского холма сходятся две из главных городских магистралей — ул. Ленина и просп. Нахимова. Кроме памятника П.С. Нахимову (1) (1898) облик площади формируют Мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., монументальная городская Доска почета (1952), а также колоннада знаменитой Графской пристани.

Парадный причал Севастополя — Графская пристань (2) известна не только своими архитектурными достоинствами. Она была свидетелем многих исторических событий, о чем повествуют установленные здесь мемориальные доски. Своим названием пристань обязана графу М. Войновичу, командиру черноморской эскадры в 1786-1790 гг., любившему сходить на берег именно в этом месте. Впечатляющий архитектурный ансамбль возник в 1840-х гг. по инициативе адмирала М.П. Лазарева.

В море на скале у набережной Приморского бульвара, возвышаясь над волнами, стоит Памятник затопленным кораблям (3), ставший одним из символов Севастополя.

Колонну с коринфской капителью венчает бронзовый двуглавый орел, держащий в клюве лавровый венок с якорем. Композицию довершают якоря с затопленных кораблей, расположенные на стене набережной. Памятник свидетельствует о событиях 1854-1855 гг., когда, чтобы не допустить прохода в бухту вражеского флота, на фарватере были затоплены корабли Черноморского флота. Он был сооружен в 1904 г. в честь 50-летия обороны города.

Так называемое «Городское кольцо» вокруг Центрального городского холма (ул. Ленина, Большая Морская, а также пр-т Нахимова, общая длина ок. 3 км) застраивалось в конце 1940-1950-х гг. — за рекордно короткие сроки с учетом трудностей послевоенного времени и объема проделанных работ. Его архитектурный ансамбль отличает единый стиль с применением разнообразных элементов классической архитектуры (колонны, пилястры, портики, арки, лоджии). Сюда органично вписались немногие уцелевшие после войны здания.

Восточный берег Артиллерийской бухты украшает живописный Приморский бульвар с пешеходным Арочным мостом в стиле модерн (1905). 3десь еще до Крымской войны находилась Николаевская батарея — трехъярусный каменный форт, взорванный французами в 1856 г. На месте развалин батареи в 1885 г. и возник Приморский бульвар. Его нынешняя планировка сложилась в первой половине XX в.

Одна из архитектурных доминант набережной и бульвара — большое здание Института биологии южных морей (4) (просп. Нахимова, 2) с популярным среди туристов и жителей города Аквариумом. Оно было построено в 1898 г., фактически разрушено в ходе последней войны и восстановлено в 1951 г. В 1960-1962 гг. здание расширили, пристроив к нему два крыла.

Необычная история у соседнего Дворца детства и юности (5). Это великолепное здание в стиле неоклассицизма с элементами модерна, построенное из инкермановского камня, украшенное лепниной, колоннами и скульптурами, с двумя равноценными пышными фасадами. Два выступающих вперед крыла здания образуют внутренний Дворик с бассейном, отделенный от набережной изящной ротондой на высоком цоколе. В начале XX в. здесь находился Институт физических методов лечения им. И.М. Сеченова — единственное сначала в Российской империи, а затем и в СССР лечебное учреждение физиотерапевтического профиля с научно-исследовательской направленностью. Во время войны здание очень сильно пострадало и было восстановлено лишь в 1966-1967 гг., а сам Институт вернулся из эвакуации уже в Ялту. Сегодня во Дворце детства и юности действуют многочисленные кружки, студии, творческие объединения; работает Академический театр танца В. Елизарова (просп. Нахимова, 4).

От Дворца начинается спроектированная после войны новая часть Приморского бульвара с литой металлической оградой и двумя парадными входами в виде дорических портиков. По северному входу можно выйти на лестницу, ведущую на Матросский бульвар (6), — бывший Малый. Он был разбит еще в первой половине XIX в., а в 1830-х гг. на нем воздвигли один из первых севастопольских памятников — командиру брига «Меркурий» А.И. Казарскому, вступившему во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. в неравный бой с двумя турецкими фрегатами и вынудившему их отступить. Здесь во время Первой осады Севастополя бывал Л.Н. Толстой. Будущий классик мировой литературы описал бульвар в одном из «Севастопольских рассказов».

В самом конце Приморского бульвара расположен Академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского (7) (просп. Нахимова, 6). В разные годы здесь выступали великие артисты М.С. Щепкин, В.Ф. Комиссаржевская, Г.Н. Федотова, Ф.И. Шаляпин, М.К. Заньковецкая, Н.К. Садовский. В исполнении труппы МХАТа в 1900 г. в городе играли «Чайку», а на спектакле присутствовал А.П. Чехов.

По другую сторону проспекта в красивом здании в стиле эклектика находится Художественный музей им. М.П. Крошицкого (8) (просп. Нахимова, 9), открытый в 1927 г.

За театром можно увидеть еще одно красивое здание — гостиницу «Севастополь» (1953), возведенную в лучших традициях классицизма, с портиком с коринфской колоннадой главного фасада. Место между гостиницей и драмтеатром, проходящая здесь перспектива — от набережной Корнилова с видом на бухту, через проспект Нахимова и дальше по лестнице с видом на Центральный городской холм — красивейшее в Севастополе. С другой стороны проспекта на холм ведет Синопский спуск (9), который начинается лестницей (вторая половина 1950-х гг.), разделяющейся на два полукруглых пандуса, выводящих к памятнику Ленину на вершине Центрального городского холма.

В другом конце сквера — главная святыня Севастополя: собор Св. равноапостольного князя Владимира (его называют Князь-Владимирским) (10) (ул. Суворова, 3). До начала Крымской войны успели построить лишь фундамент и подвал будущего собора. Еще в 1851 г. на месте будущей церкви в специально построенном склепе был похоронен адмирал М.П. Лазарев (1788-1851). В этом же склепе во время войны погребли учеников и сподвижников М.П. Лазарева — адмиралов В.А. Корнилова (1806-1854), В.И. Истомина (1809-1855), П.С. Нахимова (1802-1855). Строительство храма продолжалось 30 лет и завершилось в 1888 г.

На четырех плитах снаружи здания были выбиты имена великих адмиралов. Их могилы в нижнем храме объединили в общую гробницу в виде черного мраморного креста. В верхней части храма наряду с иконами на стенах закрепили мраморные плиты с именами морских офицеров и адмиралов, награжденных за храбрость Георгиевским крестом. До 1920 г. в Князь-Владимирском соборе были захоронены еще девять адмиралов.

Рядом с Князь-Владимирским собором — двухъярусная Башня ветров (1849). Лишь этот памятник архитектуры, как и Графская пристань, пережил две осады города.

Двигаясь от Матросского бульвара в сторону Южной бухты, туристы выходят на ул. Ленина. Здесь, в д. №11, напротив сквера с памятником императрице Екатерине II (2008), находится Музей Краснознаменного Черноморского флота (11). Его история началась в 1869 г., когда был открыт Музей обороны Севастополя во время Крымской войны.

В 1895 г. было возведено новое здание, которое отличалось особым изяществом архитектуры и пышностью декора (резьба по камню, множество литых украшений из чугуна и бронзы, колоннада). В 1940 г. на базе Музея Севастопольской обороны организовали Военно-исторический музей Черноморского флота. К счастью, практически все экспонаты не пострадали в годы войны. Сейчас здесь представлена вся история Черноморского флота начиная с XVIII в.

До недавнего времени экспозиции музея располагались в находящемся рядом храме Архангела Михаила. Построенный в 1848 г. как временная адмиралтейская церковь, он играл ключевую роль в жизни гарнизона в период Первой обороны. На его фасаде множество мемориальных досок с названиями русских воинских частей. Здесь отпевали всех адмиралов, погибших при обороне Севастополя: П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина. Сейчас в церкви проводятся богослужения.

Если направиться от Князь-Владимирского собора вниз по улице Советской, можно прийти к скверу с памятником равноапостольным Свв. Кириллу и Мефодию, рядом с которым красуется сравнительно небольшой (18x37x12 м), но величественный Петропавловский храм (12), построенный в лучших традициях древнегреческой архитектуры (1840-1844), с 48 колоннами дорического ордера, пережившими обе севастопольские обороны.

Проходящая рядом с Петропавловским собором одна из поперечных улиц Центрального холма — ул. Л. Павличенко выведет к монументальной, без сомнения, красивейшей в городе Таврической лестнице (13), пересекающей ул. Большую Морскую.

Ниже по ней (д. №36) расположен главный православный храм Севастополя — пятикупольный Покровский собор, построенный в 1905 г. по проекту архитектора В.А. Фельдмана и неорусском стиле (полукруглые кокошники, широкие лепные фризы, шатровые покрытия). Рядом с собором — колокольня с высоким граненым шатром, трапезная.

Ул. Большая Морская выводит на пл. Ушакова, рядом с которой расположена Бастионная (Бульварная) горка, где начинается Исторический бульвар. Его разбили еще до Крымской войны, но во время Первой обороны все деревья пошли на строительство укреплений.

Это место фактически является Мемориальным комплексом Первой обороны, куда входят здание Панорамы и месторасположение Четвертого бастиона с восстановленными орудийными двориками. Здесь проходила главная линия оборонительных укреплений южной части Севастополя.

Бастионную горку венчает круглое здание Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» (Исторический бул., 10), в котором выставлено огромное художественное полотно длиной в окружности 115 м и высотой 14 м, дополненное предметным планом. Это одна из крупнейших диорам в мире. История ее создания началась в 1901 г., когда было решено увековечить память о Первой обороне к предстоящему 50-летию. Над правительственным заказом несколько лет работал Ф.А. Рубо и ряд других художников. В мае 1904 г. диорама, изображающая штурм Севастополя 6 июня 1855 г., была представлена восхищенным зрителям.

На первом этаже действующего сейчас музея-панорамы открыт экспозиционный зал, посвященный героическим событиям того времени, а также истории создания и воссоздания панорамы. Уже отсюда посетителей винтовая лестница выводит на находящую внутри смотровую площадку. Кроме массовых батальных сцен, на картине можно увидеть и изображения реальных героев — хирурга Н.И. Пирогова, адмирала П.С Нахимова, генерала С.А. Хрулева, матроса Петра Кошку.

Правобережье Южной бухты занимает Корабельная сторона, где расположен знаменитый Малахов курган, дважды в истории становившийся местом ожесточенных боев. Мемориальный комплекс «Малахов курган» насчитывает более 20 памятников. Главный из них — Оборонительная башня с Вечным огнем на площади перед ней. Это сохранившееся с Крымской войны фортификационное сооружение, внутри которого устроена впечатляющая музейная экспозиция.

Два вращающихся корабельных орудия указывают местоположение батареи, действовавшей во время последней войны. В парковой зоне — старинные орудия середины XIX в. Обозначены места смертельных ранений адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова. В начале главной аллеи стоит памятник В.А. Корнилову, неподалеку от которого — братская могила русских и французских солдат.

Артиллерийская бухта Севастополя расположена между Николаевским и Хрустальным мысами. На берегу Хрустального мыса находится Мемориал Победы (14), неотъемлемая часть побережья Севастополя. Сначала здесь в 1977 г. появился 40-метровый обелиск в виде композиции штыка и паруса, символизирующей единство армии и флота в годы Великой Отечественной войны. Спустя 30 лет, в 2007 г., рядом возвели также 40-метровую скульптурную композицию «Солдат и матрос». Значение этого Мемориала для Севастополя — такое же, как у волгоградского памятника «Родина-мать зовет!» или киевского «Родина-мать».

Из пяти фортов, охранявших город перед Крымской войной, на северном берегу Севастопольской бухты сохранились Константиновский и Михайловский бастионы-батареи.

Подковообразная Константиновская батарея, возведенная из белого камня в 1840 г., успешно участвовала в двух оборонах Севастополя. Ее 94 орудия наносили огромный урон противнику в 1854-1855 гг. А летом 1942 г. здесь располагался один из опорных пунктов обороны Северной стороны. Чтобы обеспечить выход из Севастопольской бухты последних советских судов, 70 бойцов батареи трое суток героически сдерживали атаки фашистов.

Также двухъярусную Михайловскую батарею длиной 205 м и толщиной стен почти в два метра возвели в 1846 г. Во время Первой обороны здесь размещался госпиталь. Бастион сильно пострадал в 1941-1942 гг.

На базе отреставрированной Михайловской батареи с 2010 г. действует одноименный музейный комплекс (ул. Громова, 35), большая часть экспонатов которого предоставлена частным «Музеем Шереметьевых». В 30 залах общей площадью 2500 м2 размещены более 10 тыс. экспонатов: оружие, корабельные орудия, военные мундиры, личные вещи солдат и матросов, документы, книги; есть также исторические реконструкции и инсталляции.

Еще одна важнейшая достопримечательность Севастополя — руины древнего Херсонеса, расположенные к западу от центра города, между Песочной и Карантинной бухтами. Обширное античное и средневековое городище (45 га) справедливо называют «Русскими Помпеями». Раскопки здесь начались еще в XIX в.; в 1892 г. был создан музей, а в 1978 г. — вся территория раскопок вошла в состав Историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» (ул. Древняя, 1). Залы музея находятся в помещениях бывшего Херсонесского Князь-Владимирского монастыря (XIX в.). В 2013 г. городище бывшего Херсонеса Таврического было включено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экспозицию музейных залов составляют два отдела — античный и средневековый, расположенные в разных зданиях. Античная экспозиция освещает историю Херсонеса Таврического в период V в. до н.э. — IV в.; в ней представлены наиболее значимые археологические находки с раскопок городища и округи.

Средневековая экспозиция (15 разделов, 3 тыс. экспонатов) создавалась на основе материалов раскопок византийского периода. Один из крупнейших разделов повествует об истории христианства в городе.

Внимание посетителей Херсонеса всегда привлекает один из крупнейших в Крыму Князь-Владимирский собор (1892, архитектор Д.И. Гримм), высотой 36 м, возведенный в византийском силе. Так наши предки отметили то место, где, согласно летописным свидетельствам, крестился киевский князь Владимир. При строительстве использовался крымбальский камень, балаклавский мраморовидный известняк, ценные сорта мрамора — каррарский и гасиринский. Пол храма укладывали разноцветной мозаикой. Мраморный иконостас заказывали у итальянских мастеров в Карраре. Собор был расписан известными художниками А.И. Корзухиным, Н.А. Майковым, Т.А. Нэффом.

В 1924 г. собор закрыли, а в годы Великой Отечественной войны он был практически разрушен. Полную реставрацию собора осуществили лишь в 1999-2001 гг.

Город народной славы (по материалам книги "Легенды и мифы Крыма. Иллюстрированный путеводитель / Т.Ю. Калинко. — М.: Эксмо, 2014. — 95, [1] с.: ил. — (Занимательная энциклопедия)."):

Севастополь — город-герой, крупный морской порт, важный промышленный и культурный центр Крыма. Город расположен в юго-западной части Крымского полуострова на берегу большой Севастопольской бухты. Севастополь был основан в феврале 1784 г. С греческого языка его название переводится как «величественный город», «город, достойный поклонения». На протяжении всей истории Крыма Севастополь подтверждал, что недаром получил свое имя. Он сыграл важнейшую роль в Крымской войне 1853-1856 гг. О нем до сих пор слагают и рассказывают легенды. Вот одна из них.

Если бы скалы могли говорить, многое рассказали бы нам севастопольские горы: и о том, как строился этот город славы российской, и о том, как защищался от врагов.

Когда враги окружили Севастополь, поступил приказ: матросам сойти на берег, а корабли затопить, преградить противнику путь в бухту, задержать его. Легко приказать матросу сойти с корабля, но страшно слышать моряку такие слова. А еще страшнее потопить корабли. Но это надо было сделать, и это сделали русские матросы.

Они воевали на суше за море, за корабли, за гордость российскую, за честь матросскую, воевали и погибали.

Считается, что мачты затонувших кораблей задержали врага. А говорят, что не так это было. Так сильна была любовь матросов к родным кораблям, что не выдержали их сердца даже после смерти.

Люди говорили, что после боя солдаты лежали на земле, будто прощаясь с нею, но матросов среди них не было. По ночам погибшие матросы уходили в море, стеной становились под водой у своих кораблей. Через такую преграду вражеский флот не пройдет. Мертвые матросы крепко, по-братски держались за руки и не пустили врага. Так было под водой синей бухты Северной.

Был среди матросов парень, Кошкой звался. Когда приказали уйти с корабля — растерялся было матрос. Как на море защищать землю, он знал, как море на земле защищать — этому его никто не учил. А это трудная задача. Один старый солдат Кошке рассказывал, как ночью по звездам дорогу находить, как скрываться за родными камнями. Говорил солдат:

— Ты не бойся, матрос, себя камням отдай, они тебя от пули спрячут. Они тебя так прикроют, что никакой враг не заметит.

И полз матрос мягко, неслышно. Продвигался Кошка вглубь вражеских траншей. Не одного рядового, не одного офицера живым к своим приволок.

Люди говорят, что все-таки поймали враги матроса. Поймали и повели. Что-то бормотали, о чем-то расспрашивали, показывали на город, который пылал совсем рядом. Улыбаясь, стоял Кошка и молчал. Улыбка его была такой, что даже враг понял — не следует матроса спрашивать, ничего не скажет.

Когда офицер отдал приказ стрелять, Кошка улыбнулся и показал на берег. Берег был крутой, а внизу шумело море. Оно как будто учило матроса, что надо делать. Слушал его Кошка и все понимал. Он еще раз показал на самый край берега, говорил:

— Братки, нельзя меня стрелять здесь, матрос должен в воде погибнуть. Не дайте умереть без чести.

Никто не знает, как враги поняли матроса Кошку. Поставили над самым обрывом. Прозвучала команда «огонь» — и парень исчез. Море заволновалось, зашумело, приняло матроса, бережно с волны на волну перекладывая, покачивая, обмывая соленой водой, назад к своим понесло. Вынесло море матроса Кошку на берег, положило и отхлынуло. Подняли Кошку друзья, перевязали. Встал он на ноги и снова на бастион пошел.

А еще все говорят про Дашу Севастопольскую. Какая она была? Ласковая, своя, родная. Каждый кустик помнит, какая у Даши душа была. Кто первый к матросу подходил, ласковое слово говорил, раненых водичкой поил? Даша.

Красавицей, говорят, была. Но откуда быть красоте у этой девушки? Сирота, всю жизнь проработала на богатых. Руки не бархатные, шершавые. Может, поступь легкая? Нет, ходила по земле твердо. А почему? Попробуй взять на плечи два ведра с водой, пойти на гору под ядрами да злыми пулями. На земле надо твердо стоять. Не лицом — душой красива была Дашенька.

Весь сгорел Севастополь в ту пору. И гореть-то нечему, а он все горит. Каждый камень горел, врага не пускал… Нашим уходить приказано. Как уйдешь с такой земли, с таких камней? Мост поставили, качался он, море плакало. Оно жаловалось: матросы, что вы делаете? Вернитесь, бейтесь! А приказ дан — отходить. Кто держал мост? Говорят, понтоны. Нет, мост держали мертвые моряки. Своих спасали, море уговаривали: постой, перестань бушевать, свои же уходят, на той стороне тоже земля русская.

Эта сила богатырская, эта воля народная вскоре вернули Родине ее город славы на вечные времена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *