Skip to content

Menu

  • Главная
  • Категории
  • Список городов
    • Дальневосточный федеральный округ
    • Приволжский федеральный округ
    • Северо-Западный федеральный округ
    • Северо-Кавказский федеральный округ
    • Сибирский федеральный округ
    • Уральский федеральный округ
    • Центральный федеральный округ
    • Южный федеральный округ
  • Новости
  • Статьи
  • Фильмы
  • Потери
  • Пригороды
  • Контакты
  • Алексин
  • Анапа
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Бахчисарай
  • Белгород
  • Бобров
  • Богородицк
  • Богучар
  • Бологое
  • Борисоглебск
  • Брянск
  • Буй
  • Бутурлиновка
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Волоколамск
  • Воронеж
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гагарин
  • Галич
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горячий Ключ
  • Грязи
  • Данков
  • Дербент
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Железноводск
  • Задонск
  • Зарайск
  • Зеленогорск
    (Санкт-Петербург)
  • Казань
  • Калач
  • Калининград
  • Каменск-Шахтинский
  • Кириллов
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клинцы
  • Коломна
  • Колпино
  • Котельнич
  • Краснодар
  • Красное Село
  • Кронштадт
  • Крымск
  • Кудрово
  • Куровское
  • Лебедянь
  • Ливны
  • Ликино-Дулёво
  • Липецк
  • Лиски
  • Ломоносов
  • Мантурово
  • Миллерово
  • Мичуринск
  • Моршанск
  • Москва
  • Мурино
  • Муром
  • Невьянск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новороссийск
  • Новохопёрск
  • Острогожск
  • Павловск
    (Воронежская обл)
  • Павловск
    (Санкт-Петербург)
  • Петергоф
  • Плавск
  • Почеп
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Россошь
  • Ростов-на-Дону
  • Санкт-Петербург
  • Севастополь
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сертолово
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Сириус
  • Смоленск
  • Сочи
  • Стародуб
  • Суздаль
  • Тамбов
  • Тосно
  • Туапсе
  • Тула
  • Усмань
  • Чаплыгин
  • Шарья
  • Шлиссельбург
Города РоссииИсторико-краеведческий фотоблог
  • Главная
  • Категории
  • Список городов
    • Дальневосточный федеральный округ
    • Приволжский федеральный округ
    • Северо-Западный федеральный округ
    • Северо-Кавказский федеральный округ
    • Сибирский федеральный округ
    • Уральский федеральный округ
    • Центральный федеральный округ
    • Южный федеральный округ
  • Новости
  • Статьи
  • Фильмы
  • Потери
  • Пригороды
  • Контакты

Панорама Невского проспекта. По акварелям В.С. Садовникова 1830-1835 гг.

Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 01
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 02
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 03
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 04
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 05
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 06
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 07
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 08
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 09
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 10
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 11
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 12
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 13
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 14
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Левая сторона. Фрагмент 15
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 01
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 02
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 03
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 04
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 05
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 06
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 07
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 08
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 09
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 10
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 11
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 12
Панорама Невского проспекта 1830-1835 гг. Правая сторона. Фрагмент 13
1 2 ... 6 ►

Панорама Невского проспекта. Литографии, выполненные И.А. Ивановым и П.С. Ивановым по акварелям В.С. Садовникова в 1830-1835 годах.

«Самый похожий портрет… красавца Невского проспекта» (по материалам книги «Панорама Невского проспекта / Подгот. ст. А.С. Сухорукова; Пер. С.Б. Ямпольская, К. Хеселриис. — СПб.: ООО «Крига», 2003. — 96 с.»):

Первая половина XIX века в художественной летописи Петербурга отмечена созданием целого ряда масштабных и виртуозно исполненных панорам города.

К этому жанру не случайно обратились Д.-А. Аткинсон (1805), А. Тозелли (1820), В.С. Садовников (1830-1835), Г.Г. Чернецов (1836), Дж. Бернардацци (1850), И.И. Шарлемань (1860-е). Именно панорама позволяет охватить взглядом огромное пространство, подчеркнуть уникальность облика Петербурга, только ему одному свойственные черты: необыкновенный простор, гармонию воды, неба и архитектуры. Начало XIX века совпало с периодом великих географических открытий, кругосветных путешествий, расширения горизонтов знаний и представлений о мире. У современников возникало желание по-новому взглянуть и на свою жизнь, и на город, в котором они жили. Столица Российской Империи превратилась к этому времени в истинную классическую красавицу, город, воспетый лучшими мастерами слова. Панорама давала возможность показать величие и размах Санкт-Петербурга, не потеряв при этом привычные мелочи, детали, в которых и живёт неповторимость.

Наиболее значительной и яркой среди других панорам города является, без сомнения, «Панорама Невского проспекта», более известная в истории искусства как «Панорама Садовникова», по имени своего создателя. Она представляет собой точное изображение Невского проспекта в 30-х годах XIX века. Город предстаёт перед зрителем крупным планом, приближенно, а не с высоты птичьего полёта, как, например, в работах А. Тозелли и Дж. Бернардацци. Художник как будто приглашает нас вместе пройтись от дома к дому и осмотреть во всех подробностях красу и гордость Петербурга — Невский проспект. Тщательность прорисовки и объём выполненной работы до сих пор поражают воображение. Общая длина панорамы составляет около 16 метров при высоте изображения 15 см. Ещё больше удивляет тот факт, что столь сложную работу выполнил не профессионал, а крепостной художник, никогда систематически не учившийся живописи, Василий Семёнович Садовников.

Василий Семёнович Садовников (1800-1879) был крепостным знаменитой княгини Натальи Петровны Голицыной, послужившей прообразом старой графини в «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Из-за властного и собственнического характера княгини Садовников получил вольную только после её смерти, в 1838 году, будучи уже известным художником. Вместе с ним обрёл свободу и его брат Пётр, впоследствии академик архитектуры. Пётр Васильевич Садовников (1796-1877) был ещё мальчиком отдан в обучение к профессору А.Н. Воронихину, знаменитому русскому архитектору и академику перспективной живописи, а в прошлом тоже крепостному. По-видимому, именно Пётр впервые заметил талант брата и дал ему первые навыки работы в перспективной живописи. Впоследствии династию архитекторов и художников продолжили дети Петра и Василия — Николай Петрович и Сергей Васильевич Садовниковы.

Несомненно, что существенное влияние на выработку у юного Василия Садовникова профессиональных навыков оказало его знакомство с многочисленными изданиями видов Петербурга, получивших широкую известность в России в начале XIX века. Другим важным этапом в становлении мастерства художника было его участие в 1823-1827 годах в «иллюминовании» (раскрашивании) литографированных видов Петербурга. Их издавало Общество поощрения художников, которое ставило своей целью помощь даровитым русским мастерам и распространение изящных искусств в России. Садовникова, как и многих других талантливых крепостных, Общество не только поддерживало материально, давая им заработок, но и помогало совершенствоваться в мастерстве. Раскрашивание литографий проходило под руководством таких известных живописцев, как М.Н. Воробьёв и А.Г. Венецианов, и работа с ними оказала значительное влияние на становление молодого художника. Сотрудничая с Обществом поощрения художников, Василий Семёнович познакомился с одним из лучших литографов начала XIX века Карлом Петровичем Беггровым, который впоследствии литографировал многие рисунки Садовникова. Но всё же, подавая в 1838 году прошение о присвоении звания художника, В.С. Садовников подчёркивает, что он «занимался перспективной живописью сам собою», без всякого руководства.

Наследие крепостного самоучки насчитывает несколько сотен листов. Оно включает не только виды городов — Петербурга, Вильно, Ковно, изображения окрестностей Павловска, Гатчины, Стрельны, созданные в 1850-х годах, но и выполненные по заказу княгини 3.И. Юсуповой художественные серии жилых и парадных помещений Юсуповского дворца на Мойке и особняка 3.И. де Шово-Нарышкиной на Литейном проспекте. В 1862 году Садовников рисует ещё одну панораму Петербурга, теперь уже обозреваемую с Пулковских высот. Эта работа предназначалась для конкурса акварелей, объявленного Академией художеств накануне своего столетнего юбилея. Лучшие из представленных вещей должны были войти в альбом, предполагавшийся к изданию по случаю торжества. Последний известный лист за подписью В.С. Садовникова, датированный 1873 годом, изображает интерьер русской избы и имеет надпись «Тамбов».

Главным свершением в творческой жизни В.С. Садовникова стала, несомненно, «Панорама Невского проспекта», выполненная в 1830-1835 годах. Кто был автором идеи создания точного портрета главной улицы столицы, доподлинно неизвестно. Но скорее всего, идея родилась в ходе совместной работы двух неординарных и талантливых людей — крепостного художника-самоучки Василия Семёновича Садовникова и издателя и предпринимателя Андрея Михайловича Прево.

Андрей Михайлович Прево (1801-1867) был обрусевшим французом. До 1826 года он служил в Министерстве финансов, но очевидно, канцелярская служба не подходила предприимчивому и подвижному французу: Прево оставляет службу и становится комиссионером Общества поощрения художников. К его новым обязанностям относилось, кроме прочего, руководство выставкой-продажей произведений русских художников, организованной Обществом на Невском проспекте в доме Голландской церкви. Затем Прево открывает собственное литографическое заведение, для того чтобы печатать издания Общества поощрения художников, и много делает для распространения художественных произведений не только в столицах, Петербурге и Москве, но и в других городах России. Многочисленные заслуги А.М. Прево были отмечены и государством: он получает звание почётного гражданина и серебряную медаль, а в документах 1853 года значится уже как «комиссионер двора по части изящных искусств».

А.М. Прево заказывал В.С. Садовникову оригиналы для задуманных им серий литографированных изданий уже с начала 1830-х годов. При содействии Андрея Михайловича имя Садовникова стало известно широкой публике. Именно в литографии Прево издавались такие знаменитые работы Василия Садовникова, как «Панорама Невского проспекта», «Костюмы и виды С.-Петербурга и окрестностей», серии «Петербургский разносчик», «Царские палаты в Императорском Зимнем дворце» и др.

Выдающееся совместное детище художника, литографов и издателя, «Панорама Невского проспекта», создавалось в два этапа.

Вначале, в 1830 году, В.С. Садовников рисовал акварелью правую (теневую) сторону Невского проспекта, которую литографировал И.А. Иванов (1779-1848). Затем, в 1835 году, рисовалась и литографировалась уже П.С. Ивановым (1791-?) левая (солнечная) сторона проспекта.

Петербургская пресса не обошла вниманием начало издания панорамы и сообщила, что «… г. Прево, смотритель выставки произведений русских художников, издаёт ряд литографированных картинок, представляет церкви, дома и другие памятники зодчества, находящиеся на Невском проспекте на протяжении от Аничкова дворца до Адмиралтейства. Картинки сии, складенные вместе, составляют свиток или бумажную ленту около 10 аршин длиной и 6 вершков шириной для одной и столько же для другой стороны Невского проспекта…». Так писала на своих страницах «Литературная газета» в 1830 году. Многим современникам новинка пришлась по душе, и тираж расходился быстро. Петербуржцы покупали виды Невского для украшения своего дома, а Н.В. Гоголь послал в 1836 году «Панораму Невского проспекта» в подарок своей матери. Для просмотра панорамы создавались и своеобразные диапроекторы. Ленту с изображением Невского проспекта заправляли в ящик карельской берёзы особой конструкции. Вращая ручки, зритель мог просматривать в окошке виды проспекта в движении.

Петербург, запечатлённый на знаменитых литографиях, — это Петербург Пушкина и молодого Гоголя, это также и Петербург их героев, с любовью выписанных художником. Этих «обыкновенных посетителей» проспекта, несмотря на их незначительные размеры на самих акварелях, художник умудрился наделить характерами, прорабатывая жесты и тщательно выписывая костюмы. Петербуржцы живут на Невском своей обыденной жизнью. Вот идёт сбитенщик, гувернантки прогуливаются вместе со своими подопечными, по мостовой несётся почтовый дилижанс, два офицера остановились на тротуаре, шарманщик переходит проспект, взгромоздив тяжёлый ящик на спину, проходит полк, извозчики стоят у края тротуара, ожидая седока. Да кого только не встретишь на этом Невском — вот и сам Александр Сергеевич Пушкин переходит проспект у дома Голландской церкви. Так через архитектурный пейзаж прорывается живая струя жанра, и в этом отношении В.С. Садовникова можно считать не только мастером перспектив и точного изображения фасадов зданий, но и мастером жанровой живописи. Сохранились листы с зарисовками отдельных персонажей для видов города. Эти наброски как правило были сделаны акварелью, иногда с перовым контуром по карандашному рисунку. Садовников настолько точно отображает на панораме характерные черты Невского проспекта, что сохраняет даже орфографические ошибки в надписях на вывесках. Так, на одном из домов над портновской мастерской выведено: «Муской портной». Жанровые сценки, которые заполняют всё пространство Невского проспекта, делают его оживлённым и насыщенным движением.

Впрочем, нет нужды в подробностях описывать все детали, которые запечатлел художник. Внимательный зритель, несомненно, может сделать для себя множество открытий, рассматривая панораму Садовникова, которая, по мнению современников, стала «самым похожим портретом… красавца Невского проспекта».

Левая сторона

Панораму одной из красивейших улиц Петербурга открывает вид на главную площадь столицы Российской Империи — Дворцовую. Здесь встретился восемнадцатый век с девятнадцатым, и в 1819-1829 годах великий зодчий К.И. Росси обозначил преемственность между двумя столетиями, соединив в общей композиции барочное здание Зимнего дворца и классический ансамбль Главного штаба.

Зимний дворец — главный и самый яркий представитель архитектуры середины XVIII века и стиля барокко. Он был построен в 1754-1762 годах по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли. Пышная отделка фасадов — декор, скульптура над парапетами и многочисленными фронтонами, кованые узорные решётки — подчёркивает парадное назначение сооружения. Над дворцом развевается царский штандарт.

Между зданием дворца и крылом Адмиралтейства находилась небольшая Разводная площадь, где в присутствии императора совершались разводы караулов и смотры войск.

Небольшое здание, стоящее в глубине площади, — это Экзерциргауз (манеж), предназначенный для выездки лошадей в осеннее и зимнее время и для упражнений в верховой езде и вольтижировке офицеров конных полков. Экзерциргауз был возведён в конце XVIII века предположительно по проекту В. Бренна, а в 1837-1840 годах на его месте А.П. Брюллов построил здание Штаба Гвардейского корпуса.

После окончания Отечественной войны 1812 года Дворцовая площадь стала мемориальным местом, где воздвигались памятники, прославлявшие победы русского оружия. Первым из них стала триумфальная арка, вошедшая в композицию здания Главного штаба.

Другим памятником в честь победоносного завершения войны 1812 года является установленный в центре площади Александрийский столп, сооружённый по проекту О. Монферрана в 1830-1834 годах. Огромная колонна, высеченная из единого куска гранита, держится в вертикальном положении под силой собственной тяжести. Венчает колонну выполненная скульптором Б.И. Орловским фигура ангела, попирающего крестом змею. Лицу ангела скульптор придал сходство с лицом императора Александра I.

На панораме Садовникова можно увидеть лишь боковые крылья здания Главного штаба, которые охватывают Дворцовую площадь с двух сторон. Рядом с ближайшим к зрителю крылом Главного штаба, оформленного небольшим портиком, стоит почти неприметное строение, возведённое в 1805-1806 годах архитектором Л. Руска для Депо карт и планов.

Полукруглое здание, начинающее панораму солнечной стороны Невского проспекта, принадлежало в начале XIX века Вольному экономическому обществу, старейшему в России научному сообществу. Оно было учреждено в 1765 году и ставило своей целью усовершенствование сельского хозяйства и промышленности в империи. Вольное экономическое общество собирало сведения о состоянии хлебной торговли, лесной промышленности, пчеловодстве, селекции скота, хлопководстве, состоянии почв и др., издавало «Труды», приложения к ним, другие периодические издания, опубликовало результаты первых статистико-географических исследований России. Общество содействовало внедрению в сельское хозяйство новой агротехники, проводило обсуждение хозяйственных проблем. В работе Общества принимали участие основатель русской агрономической науки А.Т. Болотов, механик А.А. Нартов, адмирал А.Н. Синявин, поэт и государственный деятель Г.Р. Державин, русский историк и правовед К.Д. Кавелин и др.

Часть своих помещений Общество сдавало внаём. В первом этаже находилась знаменитая кондитерская Лареда, куда любили захаживать петербуржцы, чтобы отведать мороженого и бисквитов.

Время мало изменило трёхэтажные дома на каменных подвалах, расположенные рядом со зданием Вольного экономического общества, — 4, 6 (здесь и далее приводится современная нумерация домов). В доме 6, владельцем которого был Таль, в 1836 году в квартире своего друга несколько месяцев жил художник К.П. Брюллов.

Дома 8 и 10 являются памятниками архитектуры раннего классицизма, они были построены в 1760-х годах. Первый из них строился для купца Петра Михайловича Перкина, а с 1773 года находился во владении коллежского советника Ивана Даниловича Либериха.

Следующее здание по Невскому проспекту, 12, принадлежало в начале XIX века грекам Калержи, выходцам из Венеции. Поселившись в Петербурге в 1816 году, Иван Калержи приобрёл дом на Невском проспекте. Верхний этаж этого дома в 1819-1822 годах снимал петербургский военный генерал-губернатор, герой наполеоновских войн граф М.А. Милорадович.

Угловой дом 16/7 в течение длительного времени был в собственности семейства Васильчиковых. В первом этаже этого здания располагался с 1815 года знаменитый Английский магазин, владельцами которого были К.В. Никольс и В.Ф. Плинке. В нём пользовался неограниченным кредитом А.С. Пушкин, покупал различные аксессуары для постановки балетов М. Петипа, даже император Николай I заходил сюда, чтобы выбрать рождественские подарки.

За домом 16/7 открывается панорама Малой Миллионной улицы, в конце которой мы видим триумфальную арку Главного штаба, построенную по проекту архитектора К.И. Росси в 1829 году.

Здание под номером 18 занимает всё пространство между Малой Миллионной улицей и Мойкой. В начале XVIII века участок принадлежал одному из петровских сподвижников, адмиралу К. Крюйсу, а в 1807 году перешёл в собственность К.Б. Котомина. В 1810 году в этом доме открыл свою первую лавку по торговле колониальными товарами основатель знаменитой впоследствии фирмы Пётр Елисеевич Елисеев. В 1811 году Котомин заказал петербургскому зодчему В.П. Стасову строительство нового здания. Постройка была завершена в 1815 году. В этом же доме находилась знаменитая кондитерская Вольфа и Беранже, которая тесно связана с именем А.С. Пушкина. Здесь 27 января 1837 года Александр Сергеевич встретился со своим секундантом К.К. Данзасом, и именно отсюда они отправились на Чёрную речку к месту дуэли, унесшей жизнь поэта.

Перейдя через Полицейский мост, мы подходим к зданию Голландской церкви (20), соединившему в себе церковь и жилые флигели с квартирами и помещениями для найма. Дом, который мы видим на панораме Садовникова, был построен в 1831-1835 годах по проекту П.П. Жако. Церковный зал находился в центре, а помещения в боковых корпусах отдавались внаём. С 1826 года в одном из этих корпусов располагался салон Общества поощрения художников. Когда-то именно здесь можно было приобрести литографированную «Панораму Невского проспекта». Присмотритесь внимательно к прохожим, переходящим Невский проспект у Голландской церкви, и вы увидите среди них спешащего куда-то А.С. Пушкина.

На углу Большой Конюшенной улицы расположен небольшой комплекс зданий, принадлежащих евангелическо-лютеранской немецкой церкви св. Петра. Строительство церкви было начато ещё в 1727 году, деятельное участие в её возведении принял адмирал К. Крюйс. К началу XIX века здание обветшало и перестало соответствовать облику парадной улицы столицы. В 1833-1838 годах по проекту А.П. Брюллова было сооружено новое здание церкви. Архитектор отодвинул его от красной линии улицы и тем самым внёс разнообразие в монотонную застройку Невского проспекта. Здания 22 и 24 для причта церкви были построены в 1830-х годах архитектором Г.Р. Цолликофером. В 1832 году в доме 22 открылась книжная лавка издателя и книготорговца А.Ф. Смирдина и разместилась редакция журнала «Библиотека для чтения».

Дом 24 стоит на пересечении Невского проспекта и Малой Конюшенной улицы. За ней начинается участок Невского проспекта, который в 1740-х годах занимал комедиантский театральный оперный дом. В 1749 году дом сгорел, и на этом месте появилось уже два здания (26 и 28). Дом 26 был возведён в 1776-1777 годах для камер-фурьера П. Трунова и перестроен в 1874 году В.А. Кенелем. В 1800-е годы здесь жил архитектор Луиджи Руска.

Миновав Казанский мост, мы оказываемся около одного из самых знаменитых зданий Невского проспекта, 30/16. Дом был построен в 1759-1761 годах для генерала А.Н. Вильбоа по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли и первоначально представлял собой барский особняк, выполненный в стиле барокко. В конце XVIII века здесь давал маскарады предприимчивый французский эмигрант Лион. В начале XIX века в этом здании начало свою работу Филармоническое общество. Среди учредителей были придворный банкир А.А. Раль, виолончелист Д. Бахман, композитор и фаготист А. Булландт, историк, литературовед, библиограф Ф.П. Аделунг и др.; среди почётных директоров — М.Ю. Виельгорский. Несколько раз в год Общество проводило концерты, на которых исполнялись классические симфонии и оратории, в 1824 году здесь впервые прозвучала «Торжественная месса» Л. Бетховена. Общество занималось также благотворительной деятельностью в пользу семей умерших музыкантов.

С 1828 года дом принадлежал В.В. Энгельгардту и по его заказу был перестроен в 1830 году архитектором П.П. Жако. В 1830-1836 годах в главном, отделанном позолотой зале устраивались балы-маскарады, которые посещало всё столичное дворянство (ряд эпизодов драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» происходит именно в доме Энгельгардта). В 30-е годы XIX века этот зал был центром музыкальной жизни Петербурга. Здесь выступали с концертами знаменитейшие музыканты своего времени: Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, И. Штраус, М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн и многие другие. До 1839 года в доме Энгельгардта размещалось петербургское Дворянское собрание.

Далее по Невскому проспекту расположен комплекс зданий, принадлежавших римско-католическому собору святой Екатерины. В доме 32 с 1770-х годов и вплоть до 1917 года работала мужская гимназия при католической церкви.

Расположенное в глубине участка здание католического собора построено в 1762-1783 годах по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота. В соборе похоронены польский король Станислав-Август Понятовский и французский маршал Моро, один из наиболее талантливых полководцев Французской республики и непримиримый враг Наполеона. В 1813 году он участвовал в войне с Наполеоном на стороне анти-французской коалиции. В собственности католического собора находился также дом 34.

Дом 36 был возведён в 1823-1824 годах архитекторами А.И. Постниковым и П.И. Габерцетелем по поручению купца А.С. Рогова, владевшего этим участком в начале XIX века.

На следующем фрагменте панорамы представлена перспектива Михайловской улицы, проложенной по проекту К.И. Росси в 1834 году. Застроенная «тождественными по архитектуре зданиями», она является частью одного из прекраснейших ансамблей, примыкающих к Невскому проспекту. Улицу завершает здание Михайловского дворца, также построенного по проекту К.И. Росси в 1819-1925 годах.

На углу Михайловской улицы и Невского проспекта стоит ещё один образчик искусства известного зодчего (дом 38). Это дворец Н.А. Строганова. Здесь в 1838-1841 годах жил поэт, критик, академик Петербургской академии наук П.А. Плетнёв.

Дома 40 и 42 вместе с Армянской церковью святой Екатерины составляют так же, как и церкви других конфессий, единый комплекс, созданный Ю.М. Фельтеном. Левый жилой флигель, под номером 40, был построен в 1794-1798 годах и принадлежал князьям Абамелек-Лазаревым. Правый жилой флигель, под номером 42, находился в собственности Армянской церкви и был возведён в 1771-1775 годах, а в 1835-1837 перестроен архитектором А.И. Мельниковым. В 1823-1825 годах в доме 42 снимал целый этаж М.М. Сперанский. В 30-е годы XIX века это здание приобрело известность благодаря располагавшемуся в нём литературному салону Е.М. Фроловой-Багреевой, дочери Сперанского, гостями которой часто были А. Мицкевич, П.А. Вяземский, А.И. Тургенев.

Небольшая однокупольная Армянская церковь расположена в глубине участка с отступом от красной линии Невского проспекта. Её строительство началось в 1771 году под руководством Ю.М. Фельтена. В 1780 году церковь была освящена во имя святой великомученицы Екатерины, в память о благодеяниях императрицы Екатерины II, предоставившей армянской общине разрешение заложить церковь на Невском проспекте. В строительство церкви петербургский армянин Иван Лазарев вложил часть денег, вырученных от продажи знаменитого алмаза «Орлов».

К комплексу зданий Армянской церкви примыкает дом 44, принадлежавший когда-то придворному Д.Д. Моисееву. Он был возведён в конце XVIII века и представлял собой типичный городской особняк.

Дом 46 принадлежал в XVIII веке А.У. Саблукову. В этом доме до своего отъезда из России жил архитектор Ф.-Б. Растрелли.

Небольшой двухэтажный домик под номером 48, построенный «сундуком», в течение всей первой трети XIX века принадлежал княгине Е.Н. Вяземской, а после её смерти перешёл к внучке, графине Влодек. Печальную известность принёс этому дому один из его жильцов: сюда в конце 1836 года переехал нидерландский посланник барон Геккерен, оставивший свою квартиру в доме 60 по Невскому проспекту. Здесь же жил и его приёмный сын Ж.-Ш. Дантес с женой. В марте 1837 года Дантес, разжалованный после дуэли с Пушкиным в рядовые и приговорённый к высылке за границу «как нерусский подданный», был доставлен на квартиру к своему приёмному отцу для прощания. Вскоре покинул Россию и сам Геккерен.

Угловой дом под номером 50 на пересечении Большой Садовой улицы и Невского проспекта был сооружён в 1740-х годах для купца П. Кокушкина.

Далее на панораме изображена перспектива Большой Садовой улицы, в глубине которой высится Михайловский замок, построенный по проекту архитектора В.Ф. Бренна в 1797-1800 годах для императора Павла I. В 1819 году сюда было переведено Главное инженерное училище.

Справа в перспективе — фасад здания, известного как «дом с четырьмя портиками» (Садовая, 12). В XVIII веке здесь находилась Тайная канцелярия, а в 1753-1754 годах на её месте А.Ф. Кокориновым был возведён дом для графа И.И. Шувалова. В 1810 году фасад здания приобрёл особенно выразительный вид благодаря четырём восьмиколонным портикам, опирающимся на цокольный этаж. Проект составили архитекторы С.П. Берников и Л. Руска.

По мере приближения к Фонтанке здания становятся ниже и скромнее, а вывески на них проще, как на домах 54 и 56. Дом 54 долгое время принадлежал графине Головиной, а в 1825 году перешёл к её наследникам Демидовым.

Следующие дома, под номерами 58, 60 и 62, дают представление о типичной жилой застройке конца XVIII — начала XIX века. Это большие трёхэтажные особняки с разнообразным декором фасадов, отличающим архитектуру этого периода.

Дом 64 был построен в конце XVIII века для Д.А. Зубова, брата П.А. Зубова, фаворита Екатерины II. Вскоре он перешёл во владение именитого купца А.А. Меншикова, а затем его наследников, в чьей собственности оставался более сотни лет. Здесь в 1822-1826 годах жил поэт В.А. Жуковский, служивший в то время в расположенном напротив Аничковом дворце.

Дом 64 включён в перспективу Караванной улицы, которая замыкается зданиями казармы артиллерийской учебной бригады, располагавшимися на правом берегу Фонтанки.

Панораму левой стороны Невского проспекта завершает Аничков мост. В 1830-х годах он ещё не приобрёл знакомый нам облик.

Первый деревянный мост был построен на этом месте в 1715 году под руководством подполковника М.О. Аничкова, в 1721 году мост был реконструирован в подъёмный по проекту мастера X. ван Болеса. В 1749 году его перестроил и декорировал «под гранит» архитектор С. Волков. Около 1783-1785 деревянный мост был заменён каменным с гранитными, увенчанными куполами башнями, в которых находились подъёмные механизмы.

На противоположном берегу Фонтанки возвышается здание Екатерининского института, основанного в 1798 году дамами ордена св. Екатерины для дочерей потомственных дворян. Проект здания был выполнен архитектором Дж. Кваренги в 1804-1807 годах.

Вдали видны колокольня и купол церкви Симеония и Анны, памятника архитектуры XVIII века, построенного архитектором Земцовым в 1731-1734 годах.

Правая сторона

Перейдя на другую, теневую сторону Невского проспекта, мы оказываемся около усадьбы Аничкова дворца.

Корпус, расположенный на углу Невского проспекта и набережной, — это здание Кабинета Его Императорского Величества, построенное по проекту Дж. Кваренги в 1805 году. Оно заняло часть территории усадьбы Аничкова дворца, который в 1803 году был куплен в казну. В 1809-1811 годах архитектор Л. Руска в связи с приспособлением здания под служебные помещения Кабинета расширил корпус Кваренги, пристроив два новых флигеля, фасады которых были обращены к дворцу.

Аничков дворец, изображённый на панораме Садовникова, является самой старой постройкой Невского проспекта. Он был возведён для А.К. Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Проект разработал М.Г. Земцов, строительство проходило в 1741-1750 годах под руководством архитектора Г.Д. Дмитриева. Сооружение усадьбы завершилось в 1754 году стараниями Ф.-Б. Растрелли. Здание было решено в стиле барокко, нарядный главный фасад обращён к Фонтанке, от которой к дворцу был прорыт канал. В 1778-1779 годах дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в формах классицизма.

К зданию дворца прилегает сад, предстающий перед нами в том виде, который он принял после перепланировки, проведённой К.И. Росси. В 1817-1818 годах зодчий перестраивал многие дворцовые помещения и перепланировал сад, уменьшив его размеры. Архитектор также спроектировал садовую ограду и построил два павильона (39Г, 39Е).

Садовые павильоны стали частью ансамбля площади перед Александрийским театром. Грандиозная реконструкция целого квартала от Невского проспекта до Чернышёвой площади была проведена К.И. Росси в 1816-1834 годах. В центре спланированной зодчим площади был построен в 1828-1832 годах Александринский театр. Главный фасад, обращённый в сторону Невского проспекта., отмечен мощной коринфской колоннадой, увенчанной аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, выполненной по проекту скульптора С.С. Пименова. В нишах установлены статуи Терпсихоры и Мельпомены, на заднем фасаде театра — скульптурные изображения Клио и Талии.

В 1820-х — 1832 годах на площади перед театром был разбит сквер по проекту архитектора К.И. Росси и садового мастера Я. Фёдорова.

За зданием театра видны торцевые фасады двух параллельных трёхэтажных корпусов. Они также были построены по проекту К.И. Росси в 1828-1834 годах и сформировали одну из самых красивых улиц Петербурга — Театральную (позднее — улица Зодчего Росси). В правом здании располагались Министерство народного просвещения и Министерство внутренних дел. В левом корпусе с 1836 года обосновалась Дирекция Императорских театров, а после перестройки интерьеров здесь разместилось Театральное училище.

Следующий квартал Невского проспекта занят зданиями Императорской публичной библиотеки (дом 37), основанной в 1795 году и в 1814 открытой для общего пользования. С 1810 года Публичная библиотека получала бесплатный обязательный экземпляр всех отечественных изданий. Библиотека размещалась в двух корпусах, построенных в разное время. В 1796-1801 годах по проекту Е.Т. Соколова был выстроен угловой корпус с закруглённым фасадом по Садовой улице. Но выросшая со временем коллекция книг требовала большего пространства, и в 1828-1834 годах при реконструкции площади перед Александрийским театром был возведён второй корпус, обращённый на площадь. Проект составил К.И. Росси, строительством руководил архитектор А.Ф. Щедрин. Фасад здания со стороны площади украшен статуями античных учёных и поэтов, выполненными скульпторами С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским, С.И. Гальбергом и др.

За корпусами Публичной библиотеки открывается вид на Большую Садовую улицу, по левой стороне которой можно различить ограду Пажеского корпуса, располагавшегося с 1810 года в здании Воронцовского дворца, построенного в 1749-1757 годах архитектором Ф.-Б. Растрелли. Дальней точкой перспективы Садовой улицы стал силуэт церкви Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади, в просторечии известной как «Спас-на-Сенной».

Далее по Невскому проспекту весь участок между Садовой улицей и Екатерининским каналом занят торговыми зданиями. Центром всего торгового Петербурга, несомненно, считается Гостиный двор на Невском проспекте, 35. Его сооружение было начато в 1757 году по проекту Ф.-Б. Растрелли. Но купцы посчитали проект слишком пышным и дорогостоящим, и строительство было поручено Ж.Б. Валлен-Деламоту, который сохранил план и спроектировал сугубо деловую постройку в стиле раннего классицизма. В плане Гостиный двор представляет собой четырёхугольник, стороны которого соответствуют торговым линиям — Суконной (Невской), Большой Суровской, Малой Суровской, Зеркальной (Садовой). На уровне первого и второго этажа здание охватывают галереи, которые защищали посетителей от дождя. В наружных лавках Гостиного двора шла торговля в розницу, а лавки, расположенные внутри, были предназначены для оптовых покупателей.

Для расширения торговых рядов в 1798 году между зданиями Городской думы и Гостиного двора был сооружён корпус Перинной линии. В 1806 году Луиджи Руска украсил его торцевой фасад, выходящий на Невский проспект, небольшим шестиколонным портиком, оформившим вход в Перинные ряды. Позднее портик стал также эффектным завершением панорамы Михайловской улицы.

Ещё в середине XVIII века на участке близ Гостиного двора сложился центр всего санкт-петербургского купечества — Общественный гильдейский дом, который соединялся с ратушей. С введением в 1785 году городского самоуправления и учреждением Городской думы начались перестройки здания, которые продлились до 1787 года. Впоследствии, в 1799-1804 годах, угол Невского проспекта и Думской улицы был эффектно оформлен пятиярусной башней, сооружённой по проекту архитектора Д. Феррари (33/1). Башня Городской думы использовалась как пожарная каланча, а в 1830-1850 годах на ней находилась станция оптического телеграфа, связавшего Петербург и Царское Село.

Рядом со зданием Городской думы ещё в середине XVIII века появились лавки серебряных дел мастеров. После того как деревянные строения сгорели, на их месте в 1784-1787 годах по проекту Дж. Кваренги было построено каменное здание Серебряных рядов (Невский, 31). Трёхэтажный главный фасад оформлен открытой галереей по примеру Гостиного двора.

Следующий большой четырёхэтажный дом под номером 29 принадлежал с 1766 года купцу Д.В. Кулаеву. За ним расположен обширный участок, которым в XVIII веке владел бывший истопник А.И. Милютин. Угловой трёхэтажный дом (27), изображённый на панораме Садовникова, построен во второй половине XVIII века. В 1829-1836 годах в этом доме располагался книжный магазин И.В. Слёнина.

Если бросить взгляд вдоль Екатерининского канала, на который выходит своим боковым фасадом дом 27, в перспективе набережной по левой стороне можно увидеть двухэтажное сооружение с полукруглыми аркадами. Это здание Малого гостиного двора, построенное в 1783-1790 годах Дж. Кваренги. Оканчивается перспектива зданием Ассигнационного банка, также построенного Дж. Кваренги в 1783-1790 годах.

Торговую и аристократическую части Невского проспекта соединяет Казанский мост, который перекинут через Екатерининский канал. Он был сооружён в 1765-1766 годах по проекту инженеров В.И. Назимова и И.М. Голенищева-Кутузова (отец знаменитого полководца). В 1805-1806 годах в связи со строительством Казанского собора мост был подвергнут частичной переделке и существенно расширен. Перестройка проводилась по проекту Л. Руска. Был изменён и первоначальный облик моста — уничтожены «бриллиантовые» русты фасадов, лестничные спуски к воде, чугунные решётки заменены гранитными парапетами.

На следующем фрагменте панорамы раскинулся Казанский собор, творение архитектора А.Н. Воронихина. Он был воздвигнут в 1801-1811 годах для перенесения в него древней иконы Казанской Божьей Матери. Перед собором сооружена торжественная площадь, входящая в цепь ансамблей Невского проспекта. Крылья колоннады охватывают площадь с двух сторон и замыкаются монументальными порталами, решёнными как сквозные проезды. Над колоннадой возвышается стройный и лёгкий купол на высоком барабане. После Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал памятником русской военной славы. Здесь хранились знамёна, захваченные в бою у французов, и ключи от крепостей и городов Европы, взятых русскими войсками в ходе заграничных походов в 1813-1814 годах. В 1813 году в склепе собора был погребён полководец М.И. Кутузов.

Дом церковнослужителей Казанского собора (25) был построен в 1813-1816 годах по проекту В.П. Стасова. В первом этаже располагался магазин фарфоровых изделий завода Батениных.

Небольшой двухэтажный домик (23) запечатлён на литографии в последний период своего существования. Это единственный оставшийся представитель образцовой застройки Невского проспекта в «один апартамент на погребах» по указу о строительстве 1737 года. Домом владела семья графов Строгановых. В 1830-х годах он был полностью перестроен архитектором П.С. Садовниковым, старшим братом создателя панорамы. Художник оживил фрагмент небольшой бытовой сценкой, разыгравшейся в подворотне дома.

Так же скромно выглядят следующие далее по Невскому проспекту дома под номерами 21 и 19, резко контрастируя с пышным фасадом Строгановского дворца, своего ближайшего соседа (Невский проспект, 17), одного из лучших произведений Ф.-Б. Растрелли. Дворец был создан в 1752-1754 годах для вельможи елизаветинского времени С.Г. Строганова. Нарядный фасад барочного здания необычайно украшает облик Невского проспекта, застроенного в начале XIX века домами, выполненными в классическом стиле.

Боковой фасад Строгановского дворца обращён к Мойке, через которую перекинут Полицейский мост. С 1717 года на этом месте существовал деревянный подъёмный мост, перестроенный в конце XVIII века в трёхпролётный. В 1806 году он был заменён первым в Петербурге металлическим мостом, созданным по проекту В.И. Гесте. В конструкции моста были применены чугунные пустотелые блоки-ящики, скреплённые друг с другом болтами.

Дом под тройным номером 15/59/14, стоящий на противоположном берегу Мойки, представляет собой образец раннего русского классицизма. Он построен в 1768-1771 годах для генерал-полицмейстера Петербурга Н.И. Чичерина, с 1806 года в течение полувека принадлежал купцу А.И. Косиковскому. Новый хозяин заказал в 1810-х годах архитектору В.П. Стасову строительство лицевого корпуса по Большой Морской улице.

Дом Косиковского связан с именами многих выдающихся деятелей литературы и искусства. Здесь до 1825 года располагался знаменитый ресторан «Talon», а после него — не менее знаменитый ресторан Фальета, которые посещали почти все представители литературного мира начала XIX века. В доме проводились также балы и маскарады Музыкального собрания. В 1821-1825 годах здесь снимал квартиру писатель и журналист Н.И. Греч, а в 1828 году некоторое время жил А.С. Грибоедов, приехавший в Петербург после заключения Туркманчайского мира с Персией. На четвёртом этаже помещалась типография Плюшара, в которой печатались произведения русских писателей.

Сразу за домом Косиковского Невский проспект пересекает Большая Морская улица. Справа в глубине можно заметить двухэтажное здание, которое с 1820-х годов служило выставочным залом для панорам, диорам и косморам, пользовавшихся неизменной популярностью среди петербуржцев.

Следующий дом, 13/9, принадлежавший купцам Степану Фёдоровичу и Григорию Фёдоровичу Чаплиным, был возведён в 1803-1804 годах. Чаплины вели торговлю чаем и мехами и в собственном доме содержали большой меховой магазин. Здесь же находилась контора нотариуса М.А. Кабацкого, у которого неоднократно заверял долговые расписки А.С. Пушкин. В одной из квартир дома Чаплиных проживал в 1830-х годах историк и археограф Д.М. Бантыш-Каменский.

Здание на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы (11 по Невскому проспекту), построенное для Томаса Сиверса в 1804 году, является типичным примером образцовой застройки XIX века.

Другой угловой дом, 9, а также следующий за ним, 7, были построены в 1802-1803 годах и долгое время принадлежали братьям художникам Семёну и Сергею Берниковым.

Дома 5 и 3 находились во владении купца Леонтия Вебера. Первый из них появился на Невском проспекте в 1802 году, второй — в 1779.

В этой части панорамы выделяется здание с округленным фасадом, отделанное пилястрами, — дом 1 по Невскому проспекту. Он был выстроен ещё в 1777 году для прапорщика Г.Г. Гейденрейха. В первой половине XIX века здесь находилась одна из лучших гостиниц Петербурга — «Лондон».

Панорама теневой стороны Невского проспекта завершается изображением обширной площади перед Адмиралтейством.

Площадь предстаёт перед нами уже в благоустроенном виде, который она получила после комплексной реконструкции архитектурного ансамбля Адмиралтейства и прилегающей к нему территории.

Ближайшее к Невскому проспекту здание, под номером 6/2 (угол Адмиралтейского проспекта и Гороховой улицы), построено в 1788-1790 годах по проекту Дж. Кваренги. Здесь с 1804 года располагались губернские присутственные места.

Далее, следуя взглядом вдоль домов, стоящих по Адмиралтейскому проспекту, найдём особняк князя А.Я. Лобанова-Ростовского (Адмиралтейский проспект, 12), главный фасад которого украшен восьмиколонным коринфским портиком. Вход охраняют мраморные фигуры львов, выполненные в Италии в мастерской П. Трискорни. Особняк был сооружён в 1817-1820 годах по проекту О. Монферрана. В 1830 году в нём размещалось Военное министерство.

Важной доминантой в композиции Адмиралтейской площади служит купол Исаакиевского собора. Собор ещё не был завершён в 30-е годы XIX века. Это было одно из самых длительных строительств в Петербурге. В течение почти 40 лет, с 1819 по 1858, шла работа по возведению этого монументального сооружения (проект О. Монферрана). Собор стал памятником основателю Петербурга Петру I, который родился 30 мая, в день св. Исаакия Далматского.

Вдали видны Конногвардейский манеж и здание Сената и Синода, выходящие фасадами на Сенатскую площадь. Манеж, построенный в 1804-1807 годах Дж. Кваренги, предстаёт перед нами уже в законченном виде. А вот здание Сената и Синода, начатое постройкой в 1829 году, во время написания панорамы ещё находилось в процессе строительства, продлившегося до 1834 года. Однако художник изобразил творение архитектора К. Росси уже в законченном виде.

Перейдя Сенатскую площадь, мы оказываемся у Адмиралтейства, первой судостроительной верфи России на Балтийском море и одной из первых построек северной столицы. Адмиралтейство было заложено в 1704 году и являлось не только судостроительным предприятием, но и крепостью, защищавшей наравне с Петропавловской устье Невы. Вплоть до начала XIX века об этом напоминали земляные валы с бастионами и вырытыми перед ними рвами, окружавшими Адмиралтейство со всех сторон. В этом же здании располагалась и Адмиралтейств-коллегия — высшее военно-морское ведомство Российской Империи. В 1732-1738 годах И.В. Коробов перестроил центральный корпус и соорудил новую башню Адмиралтейства, украшенную золочёным шпилем и корабликом. Со временем крепостные рвы и земляные валы были уничтожены, и Адмиралтейство превратилось в мирную судостроительную верфь, на которой, несмотря на соседство императорского дворца, вплоть до 1844 гола строили корабли.

В начале XIX века из-за близости к привилегированным кварталам возникла необходимость изменить облик этого сооружения, и в 1806-1823 годах но проекту А.Д. Захарова была проведена его реконструкция. Архитектор сохранил общий план здания верфи, начертанный ещё императором Петром I, и центральную башню со шпилем, выстроенную но плану И.В. Коробова. А.Д. Захарову удалось решить сложнейшую задачу сохранения творческих идей зодчих XVIII века и создания классического архитектурного ансамбли. Ансамбль Адмиралтейства окончательно оформил площадь перед ним и связал между собой пространства трёх центральных площадей Петербурга — Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской.

Статьи
Невский проспект, панорама, Санкт-Петербург

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярное сегодня

Поиск по сайту

Фото из наших галерей

kazan-ioanno-predtechenskij-monastyr-02 Бологое. Фонтан у ж/д вокзала spb-mihajlovskij-zamok-04 spb-nevskij-64-01 gelendzhik-skulptura-korobejnik-02 gelendzhik-fontan-vlyublyonnye-serdca-10 sankt-peterburg-naberezhnaya-kanala-griboedova-dom-19-02 Выборг. Кирха Петра и Павла arhangelsk-ulica-drejera-05

Последние записи

  • Сочи (Лазаревское). Улица Победы, дом 153А
  • Всеволожск. Мемориальный крест настоятелям Свято-Троицкого храма
  • Всеволожск. Всеволожский проспект, дом 58 (Православный культурно-просветительский центр)
  • Петергоф. Фонтан «Ева» и Трельяжные беседки
  • Петергоф. Фонтан «Адам» и Трельяжные беседки

Последние новости

  • Владимир Путин посетил отреставрированное здание Санкт-Петербургской консерватории
    19.06.2025
  • Туристический маршрут Золотое кольцо получил статус национального
    10.06.2025
  • В Кирове переименуют семь улиц
    05.06.2025

Последние комментарии

  • Администратор к записи Москва. Богоявленский храм
  • Александр к записи Архангельск. Набережная Северной Двины, дом 98 (Дом специалистов)
  • Алла к записи Елец. Вознесенский собор
  • zazaGvilava к записи Бологое. Обелиск железнодорожникам Бологовского узла

© ® Города России, 2012-2025

Права на материалы, опубликованные на данном сайте принадлежат их авторам. Использование авторских материалов сайта возможно при установке гиперссылки https://rus-towns.ru, при использовании иных материалов указание источника обязательно. О замеченных ошибках сообщайте по электронной почте rus-towns@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru