Москва. Храм Всех Святых на Кулишках
Фото июнь 2012 г.:
Фото 29.12.2012:
Храм Всех Святых на Кулишках
Подворье Александрийской православной церкви
Адрес: г. Москва, Славянская площадь, д. 2
Церковь Всех Святых на Кулишках построена в конце XVI — начале XVII вв. на месте деревянного храма заложенного при Дмитрии Донском в память русских воинов павших в Куликовской битве. Приделы и колокольня второй половины XVII века. Храм расположен на Славянской площади города Москвы, в Зарядье, недалеко от Китай-города. Является памятником архитектуры и охраняется государством.
Церковь Всех Святых на Кулишках (по материалам книги "Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил."):
На Славянской площади, близ улицы Солянки, стоит одна из древнейших церквей Москвы — церковь Всех Святых на Кулишках. По преданию, ее заложил великий князь Дмитрий Иванович Донской, который, вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, приказал построить храм в память о русских воинах, павших на поле сражения.
Существует и другая версия историков, согласно которой храм на этом месте стоял задолго до Куликовской битвы, и первоначальное основание храма связывают с освоением и заселением этой местности. А в 1380 году Дмитрий Донской приказал восстановить или перестроить ее в честь победы и убиенных воинов.
Церковь сильно пострадала во время битвы за Москву в 1612 году, рядом с храмом стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. Вновь Всехсвятская церковь была отстроена в 1687 году и неоднократно обновлялась в последующие времена. И всю свою историю она продолжала оставаться обыкновенным московским приходским храмом.
Самая трагическая страница в летописи истории храма связана с московским Чумным бунтом 1771 года. Дело в том, что этой церкви в старину принадлежала знаменитая часовня чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери, которая находилась на Варварской башне стены Китай-города. (Ныне остатки фундамента этой башни можно увидеть в подземном переходе, связывающим Славянскую площадь с Варваркой.)
Чудотворная икона помещалась высоко над проездными воротами Варварской башни. Каждый год по московскому обычаю в день празднования иконы 18 июня (по старому стилю) чудотворный образ на три дня опускали вниз для поклонения москвичей, затем вновь поднимали наверх до следующего года. Боголюбская икона Божией Матери — первая написанная на Руси икона, прославившаяся чудотворениями, была создана в память о чудесном явлении Богородицы Святому князю Андрею Боголюбскому в 1155 году.
Когда на Москву обрушилась страшная эпидемия чумы, москвичей охватила паника. Разразился Чумной бунт, в котором невольно оказался участником и священник Всехсвятской церкви на Кулишках. Все началось с того, что одному человеку приснился сон, будто чума наслана на москвичей на три месяца за недостаточное почитание Боголюбской иконы Божией Матери (вот уже 30 лет никто не ставил перед ней свечей и не читал молебнов).
Этот сновидец уселся у Варварских ворот и стал собирать деньги на «всемирную свечу», рассказывая всем о своем сонном видении. Вместе с ним об этом сне начал рассказывать и священник Всехсвятского храма.
Слух про необычный сон быстро разлетелся по всей Москве. Потребовалось немного времени, чтобы возбуждение народа достигло предела. Москвичи ринулись к Варварским воротам и по лестницам стали залезать вверх, чтобы приложиться к образу в надежде, что после этого они не заболеют чумой. Но такое скопление народа и целование иконы во время эпидемии только усиливало распространение болезни.
Тогда архиепископ Амвросий решил убрать икону в церковь и запечатал кружки для сбора пожертвований на «всемирную свечу» перед Боголюбской иконой. Этим он вызвал неописуемый гнев и без того паникующих людей. Жители Москвы ударили в набат на кремлевской башне, и 16 сентября 1771 года в городе началось восстание.
Архиепископа Амвросия убили в Донском монастыре, где он пытался укрыться от разъяренной толпы. Бунтовщики кинулись на Остоженку, к дому генерала Петра Еропкина, которого считали сообщником Амвросия, но генералу удалось запереться в Кремле. Оттуда он безуспешно уговаривал народ разойтись, но в ответ в него летели камни и палки, и много раз толпа пыталась прорваться в Кремль. Два дня войска под командованием Еропкина усмиряли восставших.
За подавление Чумного бунта императрица Екатерина II назначила Еропкина московским генерал-губернатором, наградила его голубой Андреевской лентой, подарила 20 000 рублей, еще хотела пожаловать 4000 крепостных, но он отказался. Тогда императрица сама посетила дом Еропкина на Остоженке. Затем она повелела вырвать язык у набатного колокола, висевшего в одноименной кремлевской башне, за то, что его удары стали сигналом для начала Чумного бунта. (Звон этого колокола еще до Чумного бунта поднимал «всполох» москвичей.)
Всехсвятская церковь продолжала действовать до 1917 года, в советский период она была закрыта, но не разрушена. В начале 1990-х годов храм был возвращен верующим.
За многовековую историю своего существования эта церковь ушла в землю на 3,5 метра и слегка наклонилась ее колокольня, став отдаленным подобием падающей итальянской Пизанской башни. Сегодня храм прекрасно восстановлен, действует и являет собой пример лучшей московской реставрации. В церкви находится список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса» (Домостроительница).
Икона Божией Матери «Экономисса»
По преданию, однажды в Афонском монастыре (впоследствии Лавре) святого Афанасия случился страшный голод, причем такой, что монахи один за другим стали уходить из монастыря. Прошло время, есть было по-прежнему нечего, и Афанасий тоже решил покинуть обитель. Уходя из монастыря, он встретил женщину, лицо которой было укрыто покрывалом. Женщина спросила Афанасия, куда тот идет. Монах очень удивился встрече, ведь женщинам запрещено находиться на острове Афон.
Выслушав рассказ монаха, женщина укорила его в маловерии и в том, что он бросает свою обитель ради куска хлеба: «Где твоя вера? Воротись, и я помогу тебе», — сказала она. Афанасий спросил женщину, как ее зовут. «Я та, имени которой ты посвящаешь свою обитель. Я — Матерь Господа твоего. И с этого времени я навсегда остаюсь домостроительными твоей Лавры», — ответила незнакомка.
В доказательство своих слов женщина велела иноку ударить своим посохом о камень у дороги. Афанасий ударил, и из камня чудесным образом хлынула вода. Когда же потрясенный инок вернулся в обитель, то он нашёл все закрома наполненными хлебом.
С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, есть только помощник его. В Лавре считается, что экономиссой является Божия Матерь. А в память об удивительной встрече Афанасия на Афоне была написана икона Божией Матери, именуемая «Экономисса или Игумения горы Афонской».
Кулишки
В древности место, где располагается храм Всех Святых, было неудобным и малопригодным для заселения, о чем свидетельствует само его название — «кулишки» или «кулижки». Одно из толкований слова «кулишки» определяет его как болотистое место, заболоченный участок земли с кочками. Есть предание, что когда-то здесь находилось болото, на котором жили кулики — птицы, обитающие в болотистой местности. Может быть, это они оставили здесь свое имя? Действительно, это место в самом центре Москвы, всего в пяти минутах ходьбы от Кремля, никогда не было застроено жилыми домами (по сравнению с другими центральными московскими районами), если не считать нескольких доходных домов, выстроенных в районе древних «кулишек» на улице Солянке до 1917 года.
Некоторые москвоведы полагают, что на заре московской истории здесь стоял густой бор, поэтому «кулишки» могут означать вырубленные участки земли или расчищенные поляны среди леса.
Слово «кулига» имело очень много значений в древнерусском языке. Все эти значения объединены общим признаком — это влажное болотистое место. Кулигой называли луг на берегу реки, низменный берег, небольшую поляну, расчищенную в лесу и болотные кочки. Вплоть до начала XX века сенокосные места в деревнях Подмосковья часто называли «кулишками».
Иконы Божьей матери «Экономисса» там нет, сегодня была в этой церкви. Спросила и мне ответили, что это ошибка в интернете.