Гороховец — город в России, административный центр Гороховецкого района Владимирской области.
Топонимия Гороховца (по материалам книги «Географические названия России: топонимический словарь: более 4000 единиц / Е.М. Поспелов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 523, [5] с.»):
Гороховец, гор., р.ц., Владимирская обл. Впервые упоминается в летописи под 1239 г. Название, по-видимому, уменьш. производное от ойконима Горохов (ср. Переяславль — Переяславец, Ростов — Ростовец и др.). В основе первичного ойконима некаленд, личное имя Горох. Менее вероятно непосредственное образование от горох с суффиксом —овец (ср. Березовец, Дубовец, Литовец и др.).
Гороховец (по материалам книги «Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил.»):
Этот тихий и уютный провинциальный городок раскинулся на крутом берегу Клязьмы. Его история началась в XI столетии с древнего славянского поселения на Никольской горе, на 70 м поднимающейся над Клязьмой. Именно тогда на возвышенном берегу реки возникло городище Гороховец.
В 1158 г. на Никольской горе поднялся «осадный город», окружённый земляными валами и рвом. При Андрее Боголюбском он стал сильной пограничной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. Князь пожаловал город владимирскому Успенскому собору, и это нашло отражение в его титуле: «Град святой Богородицы». В 1239 г. Лаврентьевская летопись отметила, что Гороховец дотла сожгли ордынцы. Жизнь здесь замерла, и надолго. Но постепенно Гороховец отстроился вновь. В конце XIV — начале XV в. он вошёл в состав Московского княжества, стал владением московского митрополита.
К середине XVII в. город разросся. На берегу Клязьмы поставили рубленый острог с башнями, рядом — церковь Благовещения, а на посаде — церковь Воскресения. Правда, «место городовое на горе», где ранее был Детинец, постепенно пустело; Гороховец утратил своё стратегическое значение. По указу Михаила Фёдоровича на месте «осадного города» заложили монастырь.
С тех пор все более значимую роль здесь играло купечество. Торговля юфтью, льном, пенькой, полотном, маслом, вином, москательными товарами, кирпичом приносила неплохие доходы. Город постепенно превращался в крупный торгово-ремесленный центр. Лишь строительство железной дороги Москва — Нижний Новгород, обошедшее город стороной, изменило сложившиеся торговые пути, и Гороховец к середине XVIII в. превратился в заштатный городок Владимирского наместничества. Впрочем, именно благодаря этому город сохранил свой неповторимый облик, ныне привлекающий сюда туристов.
Архитектурный вид посада начал формироваться в последней трети XVII в. Купцы жертвовали немалые средства на строительство каменных храмов, оспаривая друг у друга право на застройку «красного» места, и каждый старался украсить своё детище как можно искуснее, приглашая для этого лучших мастеров.
Нынешний Гороховец — один из немногих городов России, где сохранилось много церквей и жилых построек XVII в. Особую славу принесли городу каменные палаты — семь уникальных построек гражданского зодчества. Среди них нет двух одинаковых. Здесь также можно увидеть интереснейшие памятники провинциального деревянного модерна, например изящный дом Шорина.
Главный ориентир и доминанта Гороховца — Свято-Троицкий Никольский монастырь. Нередко он воспринимается как символ города. Обитель основали по указу Михаила Федоровича на том месте, где в древности было городище, а в XII в. стояла крепость — форпост Владимирского княжества. Самой значительной монастырской постройкой, сохранившейся до нашего времени, является пятиглавый Свято-Троицкий Никольский собор (1681-1689 гг.), выстроенный на средства купца С. Ершова. Первый этаж храма занимает тёплая Никольская церковь, второй — холодная Троицкая. С северо-западной стороны собора уцелела шатровая колокольня, его современница.
Неподалёку возвышается двухэтажная церковь Иоанна Лествичника (1710-1716 гг.), построенная на пожертвования купца Ширяева. Одноглавый, бесстолпный храм с трапезной пышно декорирован. Особенно празднично и нарядно выглядит фасад, к которому примыкает крыльцо с мощными бочкообразными столпами и декоративными вставками из резного камня.
Сретенский монастырь был основан в 1658 г. по указу патриарха Никона. Вплоть до середины XVIII в. здесь шло интенсивное каменное строительство. По счастью, все основные монастырские постройки того времени сохранились. И лаконичная 35-метровая надвратная колокольня (1689 г.), и нарядный, насыщенный декором соборный храм Сретения Господня (1689 г.), и небольшая одноглавая церковь Сергия Радонежского (конец XVII в.), в которой сохранилась печь, богато украшенная цветными изразцами. Это один из лучших памятников местных мастеров, сохранившийся доныне.
В середине XVII в. на берегу Клязьмы рядом с острогом воздвигли соборную церковь Благовещения. Была она «древяна, верх шатром», «главы обиты чешуею деревянною». Впоследствии в 1700 г. на её месте на средства купца С. Ершова возвели Благовещенский собор. Храм получился именно такой, каким его хотел видеть вкладчик — величественный, увенчанный пятью главами, всем своим видом напоминающий столичные соборы.
Ощущению огромной силы от объёма собора способствует построенная рядом 37-метровая шатровая колокольня. Она занимает доминирующее положение не только в ансамбле соборных построек, но и в городе.
Рядом с Благовещенским собором стоит небольшая одноглавая церковь Иоанна Предтечи (первая четверть XVIII в.). По своему типу она близка к гражданским деревянным постройкам того времени. Нарядность храму придают наличники, имеющие строгие полуколонки с пышными коринфскими капителями и изысканными «раковинами» на очелье. Ныне в храме располагается музейная экспозиция «Искусство в русском быту XIX-ХХ вв.». Здесь хранятся уникальные западные двери Благовещенского собора, покрытые железными листами с тонким прорезным рисунком ажурного орнамента, сквозь который сверкают, как драгоценные камни, кусочки подложенной слюды красного и синего цветов (по бересте).