Екатеринбург

Екатеринбург — город в России, административный центр Свердловской области и Уральского федерального округа. Основан как завод-крепость на реке Исети в 1723 году.

Топонимия Екатеринбурга (по материалам книги "Географические названия России: топонимический словарь: более 4000 единиц / Е.М. Поспелов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 523, [5] с."):

Екатеринбург, гор., ц. Свердловской обл. Основан в 1723 г. и назван Екатеринбург в честь супруги императора Петра I Екатерины Алексеевны (1684-1727). Название образовано по довольно распространённой в России первой половины XVIII в. немецкой модели с использованием термина бург "замок, крепость, укреплённый город". В 1924-1991 гг. гор. Свердловск по фамилии сов. полит. деятеля Я.М. Свердлова.

Екатеринбург (по материалам книги "Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил."):

История этого города, названного в честь Екатерины I (с 1924 по 1991 г. Екатеринбург был переименован в Свердловск), восходит к началу XVIII в., когда началось промышленное освоение Урала. В 1723 г. по указу Петра I на берегах реки Исеть основали крепость и развернули строительство крупнейшего в России металлургического завода. Место для него выбрал сам В.Н. Татищев, который был послан «в Сибирской губернии на Кунгуре и в прочих местах, где обыщутся удобные места, построить заводы и из руд серебро и медь плавить».

В 7 верстах от выбранного Татищевым места ещё в 1702 г. был основан Уктусский завод, а в Уктусе находилось Главное горное начальство Сибирских и Казанских заводов (Сибирский обер-бергамт). Оттуда и организовали управление строительством нового завода. Возводили его под руководством Георга Вильгельма де Генина, специалиста в области металлургического производства.

С первых лет своего существования новый город стал известен не только своим металлургическим предприятием. В 1727 г. в Екатеринбурге, куда перевели Сибирский обер-бергамт, открыли Монетный («Платный») двор, в течение полутора столетий обеспечивавший Россию медной монетой, затем построили гранильную фабрику, на которой из самоцветов делали украшения и предметы интерьера для российского двора и европейских столиц.

После 1781 г. Екатеринбург перестал быть центром управления горнозаводской промышленностью Урала и Сибири (управление подчинили казенным палатам губернских правлений). В конце XVIII в. на Урале появился новый административный центр — Пермь, и Екатеринбург превратился в уездный город Пермской губернии. Здесь всем заправляют купцы (в основном старообрядцы) и промышленники. С 1820 г. купцы занялись разработкой россыпного золота. Я. Рязанов в 1826 г. одним из первых в России получил разрешение заниматься золотопромышленностью. Вместе с купцами Ф. Казанцевым и С. Баландиным он открыл прииск у реки Кундустуюл. За первые годы здесь добыли свыше 116 пудов золота.

Архитектурный облик Екатеринбурга сформировался во второй половине XVIII-XIX вв. В XVIII в. разработали регулярный план, следуя которому город интенсивно застраивали в XIX в. Потому в своем архитектурном проявлении, по словам Д.Н. Мамина-Сибиряка, Екатеринбург целиком «дитя XIX века».

В 1830-е гг. в центре города появляются первые особняки в стиле классицизма. Преобладает усадебный тип жилой застройки, включающий главный дом, флигели, службы, нередко английский парк (усадьбы генерала В.А. Глинки, купцов Расторгуева и Харитонова, Казанцева, Рязановых, Ошуркова и др.). Но в основном Екатеринбург остается деревянным. Даже в конце XIX — начале XX в. здесь строят в основном деревянные и полукаменные усадьбы. В моде тонкая деревянная резьба, ею украшают карнизы, наличники, дверные полотна и даже кованые металлические детали. Все каменные строения — Оперный театр (1912), Деловой клуб (1912-1913), вокзал (1910-1912) и др. — возводят в характерной для того времени эклектичной манере. В 1920-е — 1930-е гг. Екатеринбург становится творческой лабораторией конструктивизма. Уцелело более 140 зданий, построенных в этом стиле.

Среди наиболее ярких архитектурных памятников Екатеринбурга — храм Вознесения Господня, построенный в стиле позднего барокко. Этот двухэтажный храм на Вознесенской горке заложили в 1792 г. взамен деревянной церкви 1770 г. Позднее к храму пристроили несколько приделов и крыльцо.

Храм Спаса на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, возвели в 2000-2003 гг. на месте Ипатьевского дома, где с 16 на 17 июля 1918 г. расстреляли Николая II и его семью. Строили его по проекту В.П. Морозова, В.Ю. Грачёва и Г.В. Мазаева в русско-византийском стиле; именно в этом стиле возводили большинство церквей в период правления Николая II. Пятиглавый двухэтажный храм, по замыслу авторов, — символ связи времён и возрождения православия. Верхний храм — во имя Всех Святых — словно негасимая лампада, зажжённая в память о трагических событиях. Нижний храм — Спаса на Крови — стоит на месте снесённого в 1977 г. Ипатьевского дома, где погибла царская семья, здесь воссоздана расстрельная комната. Всё, что уцелело от Ипатьевского дома, в частности, некоторые предметы обстановки, ныне выставлено в этом храме-музее и в краеведческом музее.

Один из крупнейших храмов Екатеринбурга — собор Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря. Его заложили в 1814 г. в честь победы над Наполеоном и Александра I, чьим небесным покровителем являлся святой князь Александр Невский. Возводили собор по проекту М.П. Малахова в стиле позднего классицизма. Строительство затянулось. Лишь в 1854 г. освятили последний придел храма. Огромный собор вмещал до 6 тыс. человек.

Среди старейших городских построек аптека Горного ведомства (1821-1822) — двухэтажный особняк с мезонином в стиле русского классицизма, построенный по проекту М.П. Малахова. Несмотря на позднейшие переделки, усадьба сохранила свой облик. Ныне в здании располагается Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. Его экспозиции рассказывают об истории русского ювелирного искусства с IX в. Здесь представлена коллекция изделий Императорской Екатеринбургской гранильной фабрики.

Первый театр (1843 г.), рассчитанный на 625 зрителей, построили по инициативе горного начальника генерала В.А. Глинки на средства местного купечества. Здание возвели в стиле русского классицизма по проекту К.Г. Турского, украсив фасады ионическими портиками и растительными орнаментами. С 1912 г. в театре разместился кинематограф. И ныне здесь открыт кинотеатр «Колизей».

Роскошный особняк Н.И. Севастьянова, выделяющийся своей уникальной угловой ротондой, построили в 1810-1820 гг. в стиле классицизма. Но в 1866 г. дом решили переделать по проекту А.И. Падучева. С тех пор фасады украшает декорация в стиле эклектики с элементами необарокко, псевдоготики и неомавританского стиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *