Казань

Казань — город в России, столица Республики Татарстан.

Топонимия Казани (по материалам книги "Географические названия России: топонимический словарь: более 4000 единиц / Е.М. Поспелов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 523, [5] с."):

Казань, столица Татарстана. Историю города ведут с XII в., но на нынешнем месте — при впадении в Волгу р. Казанка — он построен в середине XV в. Предлагается ряд этимологий, самые ранние из которых связывали название с татар. казан "котел", с казанлык "котловина", с особенностями р. Казанка, якобы изобилующей ямами и омутами. В настоящее время они отвергаются как недостаточно обоснованные. Позже предлагались более убедительные объяснения: от этнонима казан, относящегося к одному из булгар. племён, или от тюрк. личного имени Хасан. Однако новейшие лингвистические изыскания [Добродомов, 2003] позволяют считать, что первичным было реконструируемое аланско-буртасское название Хадзанг, связанное с расположением города при крутом изгибе русла Волги. На булгаро-чувашской почве оно превратилось в Хазанг, у татар-казанцев в Казан, а в русск. употреблении в Казань. Это же название Казан (русск. Казанка) получила и река, при устье которой находится город.

Казань (по материалам книги "Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил."):

Датой основания Казани условно считается 1005 г. Археологи относят её рождение к концу X — началу XI в. Казань возникла как небольшая крепость на периферии Булгарского государства, она охраняла важный участок Великого Волжского пути, по которому в Европу везли шёлк, пряности, серебро.

Первоначально город занимал северную часть Кремлёвского холма в устье Казанки (Казансу); отсюда легко контролировалось любое движение вдоль русла реки и по её берегам. В 922 г. Волжская Булгария приняла ислам, а в XIII в. рухнула под натиском ордынцев. С 1438 г. город стал столицей Казанского ханства, которое образовалось из распавшейся Золотой Орды.

После взятия Казани в 1552 г. Иваном Грозным в опустевший город вселили около 7 тыс. русских, а казанских татар выселили за Булак — так было положено начало Старо-татарской слободе. Казань стала меняться. Все монументальные постройки теперь возводили в традициях псковской, московской и владимирской архитектурных школ, хотя принятые у татар принципы градостроительства сохранялись, как и основы средневековой планировки города. Казанские зодчие передавали русским особенности национальной техники, своеобразие пропорций, художественные приёмы.

Облик города ещё сильнее начал меняться с 1708 г., когда Казань стала столицей огромной губернии, в состав которой вошли Поволжье и Приуралье. Но как и прежде, здесь сочетались две традиции — русская и татарская. Не случайно тогда про Казань говорили, что нет более подходящего города для европейца, чтобы изучить Азию, и более подходящего города для азиата, чтобы изучить Европу.

В 1768 г. петербургский архитектор А.В. Квасов разработал генеральный план, в основу которого была положена радиальная схема развития Казани по трём основным направлениям от кремля. Некоторые изменения в этот план внёс пожар 1774 г., но архитектор В.И. Кафтырев утвердил его к исполнению. Сгоревшая центральная часть города застраивалась в духе петербургского барокко. Сохранились целые кварталы на улицах Маркса, Япеева, Миславского, созданные по планам Кафтырева. Они выделяются богатой пластикой фасадов и разнообразием декора.

В 1790-х гг. в Казани работают итальянцы Д. Тромбаро и И. Мари. Стараниями этих и иных опытных мастеров — И.А. Старова, Ф.Е. Емельянова, П. Г. Пятницкого и др. — лицо губернской столицы преображалось в стиле классицизма. Казань интенсивно застраивалась и в начале XIX в. Облик города первой половины XIX в. до сих пор сохраняет отрезок улицы Кремлёвской от кремля до Пассажа. Тогда это была наиболее парадная и благоустроенная часть города.

В конце XIX — начале XX в. здесь строили здания разных стилей, которые и определили лицо исторического центра. Особенно интересны образцы модерна с элементами татарской архитектуры и декора. На фасадах богатых домов выступают эркеры, крытые висячие переходы соединяют по второму этажу рядом стоящие дома, здания украшают национальные орнаменты, стрельчатые арки, резные арабески. На флюгерах, чугунных решётках балконов, в лепных украшениях часто встречаются изображения дракона Зиланта, древнего герба Казани.

В XX в. облик города в очередной раз поменялся. В советские годы в Казани развернулось жилищное строительство; возводили и новые промышленные здания. В общественных постройках отразились основные течения советской архитектуры. Прогуливаясь по улицам города, можно воочию увидеть страницы его каменной летописи и ощутить двойственный, христианский и мусульманский характер.

Главная достопримечательность Казани — кремль, один из самых крупных в России. Он возвышается на левом берегу Казанки, на гребне Кремлёвского холма. Стены кремля (высотой 6,5 м, толщиной — 3 м) протянулись на 1800 м. Некогда на его месте находилась татарская крепость. Во время штурма Казани цитадель разрушили. Русские зодчие укрепили её, возведя новые стены и башни. Первоначально башен было 13, доныне сохранилось только 8.

Архитектурный ансамбль кремля сложился в XVI-XIX вв. Пятиглавый Благовещенский собор (1555-1562 гг.), древнейший каменный храм Поволжья, возвели Постник Яковлев и Иван Ширяй на месте «обыденной» (возведённой за один день) церкви, поставленной Иваном Грозным 4 октября 1552 г. в честь Благовещения Богородицы. Собор построили в традициях древнерусских архитектурных школ, но над его входом сохранился камень с арабской надписью, напоминающий о стоявшей здесь когда-то мечети Кул-Шариф, шедевра татарской архитектуры (к 1000-летию Казани в кремле построили новую Кул-Шариф).

Дворцовую церковь Сошествия Святого Духа (XVIII в.) возвели на месте мечети Hyp-Али. Галерея связывает её с Губернаторским дворцом (проект К.А. Тона), сооружённым, как предполагают, на месте ханского дворца. В кремле также сохранились постройки Спасо-Преображенского монастыря, основанного при Иване Грозном. С 1994 г. в кремле открыт музей-заповедник. Ныне здесь также находится резиденция президента Татарстана.

Ближе к Волге проходит Булак, то ли протока, то ли канал, прорытый во времена Казанского ханства. Булак упирается в берег озера Кабан, в котором по преданию обитает хранительница города Су Анасы или легендарный Зилант.

За Булаком располагается Старо-Татарская слобода — «татарская Казань». Это старейший район города, с арками и уютными двориками, с кривыми улочками, над которыми возносятся башни минаретов. В слободе сохранились дома и усадьбы зажиточных татар, интеллигенции и духовенства конца XVIII-XIX вв., но большая часть строений относится к началу XX в. Пожалуй, самым эффектным является дом М. Шамиля (1903 г.) с башнями и шпилями, построенный в средневековых традициях и сохранивший элементы татарского зодчества. Ныне в нём размещается музей народного поэта Г. Тукая, которого называют «татарским Пушкиным».

Самое примечательное в «татарской» Казани — мечети. Они самобытного татарского типа и являют собой прямоугольный дом без внутреннего двора, с одним минаретом на крыше или над входом в здание. Минарет обычно круглый в плане, площадка для азана имеет ту же ширину, что и нижняя часть минарета, а над ней поднимается остроконечный шатёр. Этот тип мечети зародился в период гонений на ислам, когда деревянный минарет ставили на крышу обычного дома. При необходимости его легко было перенести на соседний. Своеобразие татарских мечетей обусловлено и климатом: в суровые зимы молиться во дворе невозможно.

Одна из самых старейших, больших и красивых — двухэтажная, двухзальная мечеть Марджани (Первая соборная), построенная в 1760-х гг. по распоряжению Екатерины II. Её возвели в традициях татарской средневековой архитектуры, но с использованием и стилевых форм провинциального барокко. Мечеть носит имя Шигабуддина Марджани, теолога, философа, историка и просветителя, который был её имамом в 1850-1867 гг. Неподалёку высится Апанаевская мечеть (Вторая соборная, Байская), построенная примерно в то же время, что и Марджани. Она названа в честь имя купцов Апанаевых, на средства которых долго содержалась. Здание выдержано в традициях татарского зодчества с элементами русского барокко. Третью соборную мечеть, Бурнаевскую, построили в конце XVIII в. в духе эклектики.

Ещё один исторический район города — Адмиралтейская слобода. Её основание связано с Петром I: по его высочайшему указу в 1718 г. здесь основали Адмиралтейство, второе в России после петербургского, и открыли первую в Казани светскую школу. Здесь строили суда для Волги, Камы и Каспия. Казанское адмиралтейство просуществовало до 1829 г., а потом было переведено в Астрахань. Хозяином слободы со второй половины XIX в. стал купец И.И. Алафузов, с его именем связан промышленный расцвет этого района.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *