Москва. Храм Христа Спасителя

Фото 21.06.2012:

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя

Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, д. 15

Храм Христа Спасителя расположен в Москве недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы. Это крупнейший храм в Русской Церкви, рассчитанный на 10 000 человек.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

В 1931 году здание храма было разрушено и заново отстроено на прежнем месте в 1990-х годах.

Судьба храма Христа Спасителя (по материалам книги "Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [5] с.: ил."):

Замысел построить мемориальный храм-памятник в Москве во имя Христа Спасителя возник в декабре 1812, когда солдаты Наполеона уходили с территории России. Об этом было сообщено в Манифесте императора Александра I, который назывался «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов». В Манифесте в частности говорилось: «В ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа». Далее в Манифесте объявлялось, что храм должен быть построен «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»

Был объявлен международный конкурс на проект храма, в результате которого в 1817 году утвердили грандиозный по масштабам проект молодого художника А.Л. Витберга, предложившего возвести будущий храм на вершине Воробьевых гор. По этому проекту храм Христа Спасителя должен был превосходить по высоте на 8,6 метра самую большую постройку на земле — пирамиду фараона Хеопса. Начавшееся строительство очень затянулось из-за размеров задуманного сооружения. Затем Витберга обвинила в казнокрадстве и сослали в Вятку.

Прошло время, императором Российским стал Николай I, который, убедившись в разорительности для государства работ по возведению храма, в 1827 году окончательно отказался от замысла Витберга. К тому времени выяснилось, что Воробьевы горы — очень неудачное место для строительства огромного сооружения, так как в этом месте есть множество родников и подземных рек.

В 1831 году архитектором К.А. Тоном был выполнен проект храма-памятника в «русско-византийском» стиле, он-то впоследствии и был реализован. Николаю I очень понравилась идея архитектора возвести пятиглавый храм в традициях древнерусского зодчества. В 1832 году государь утвердил проект Тона и приехал в Москву, чтобы лично выбрать подходящее для будущего храма Христа Спасителя место.

Император облюбовал живописный холм, на котором с 1547 года находился Алексеевский женским монастырь. Отсюда храм был бы виден со всей Москвы, и соседство с древним Кремлем подчеркивало бы его глубокую духовную связь со всей русской историей. Во время подготовительных работ в земле были обнаружены кости мамонта. И эту находку сочли за предзнаменование, предвещавшее долголетие будущему храму.

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка сооружения. Храм строился почти 40 лет (причем, работа не прекращалась ни на один день) на добровольные народные пожертвования. Поистине вся Россия любовно вкладывала в него душу. Даже самые бедные крестьянские семьи откладывали «копеечку» в кружку для сбора пожертвований на строительство «общерусского» храма.

Новый храм был огромен. Внутри него могла бы целиком поместиться колокольня Ивана Великого. Внутреннее пространство под куполом символизировало Красную площадь — центр Москвы и всей России, хранимой под сенью Христа Спасителя. Алтарь храма в виде высокой беломраморной беседки был размером с небольшую церковь.

В плане храм Христа Спасителя представлял собой равноконечный крест. Его высота составляла 108,5 метра, в диаметр главного купола — около 80 метров. Во время богослужений в храме могло находиться 7200 человек, а по большим праздникам в храме могли вместиться и до 10 000 верующих. Правый придел храма был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, левый — Александру Невскому. На четырех колокольнях, расположенных по углам храма, находилось 14 колоколов, самый большой из которых весил 1654 пуда.

После окончания строительства еще 20 лет ушло на роспись и отделку внутренних помещений храма, который расписывали самые лучшие художники того временя: В.И. Суриков, В.П. Верещагин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, Г.И. Семирадский и многие другие — всего 23 художника. Скульптурные горельефы были исполнены скульпторами П.К. Клодтом, Н.А. Рамазановым и другими.

Сюжеты наружных горельефов и внутренних росписей храма связаны с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородине, Малоярославце. Также на стенах был размещен своеобразный пантеон русских святых — заступников Руси. Это святые Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, царевич Димитрий, князь Владимир и княгиня Ольга, апостол Андрей, Георгий Победоносец и другие.

Среди горельефов были изображения чудотворных икон Божией Матери Владимирской, Смоленской, Иверской. Работа над всеми скульптурами в общей сложности продолжалась 17 лет.

Освящение храма произошло при царствовании императора Александра III, в мае 1883 года. По случаю освящения храма был издан царский Высочайший Манифест, в котором говорилось: «Да будет сей храм во все грядущие годы памятником милосердного Промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжелого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой не для завоеваний, но для защиты Отечества от державного завоевателя. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем перед Святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в делах их предков». С тех пор этот храм на долгие годы стал одним из символов Москвы.

Идея храма была очень понятна любому русскому сердцу. Созданный в честь победы народа в Отечественной войне 1812 года, этот храм воочию напоминал, что Россия не раз находилась на краю гибели в час страшных испытаний, но была хранима Богом и спасалась от неминуемой гибели именно тогда, когда оставалась вера в Спасителя — Иисуса Христа.

Причем этот храм являлся не только православным культовым сооружением, но я подлинным памятником-музеем. В стены его нижней части были помещены 177 мраморных плит, на которых описывались все прошедшие сражения, перечислялся состав войск и командования, имена убитых, раненых, получивших награды в Отечественной войне 1812 года. На стенах храма можно было прочесть тексты приказов по армии и царских манифестов той эпохи — о взятии Парижа, низложении Наполеона, о заключении мира.

Как оказалось, и местоположение храма было выбрано чрезвычайно удачно. Огромные золотые купола храма неожиданно вдруг открывались из-за крыш домов и в солнечный день золотом слепили глаза с множества точек Москвы.

Но с златоглавым наследием православного прошлого в стране победившей Октябрьской революции 1917 года не желали примириться новые коммунистические правители Кремля. В 1924 году возникла идея разрушить этот храм, чтобы на его месте поставить огромный памятник В.И. Ленину.

По личному распоряжению И.В. Сталина в 1931 году храм предназначался к сносу для строительства на его месте «главного здании страны» — Дворца Советов. Храм Христа Спасителя должна была заменить гигантская башня с колоссальной статуей В.И. Ленина на вершине. Общая высота сооружения составляла бы 415 метров. Предполагалось, что это здание станет самым высоким дворцом не только в Москве, но и во всем мире.

Несколько лет в газетах и журналах велась усиленная агитация о необходимости уничтожить храм и построить на его месте Дворец Советов. Развернулась настоящая травля храма Христа Спасителя. Академики от архитектуры в газетах публично клялись, что храм-памятник не имеет ни исторической, ни художественной ценности, не является он и произведением искусства. В общем потоке подобной лжи тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить снос храма.

В полдень 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя погиб. Два раза прогремели мощные взрывы, но храм продолжал стоять почти неповрежденным, тогда его стали разрушать кирками и лопатами.

Мрамором храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки из благородного камня пошли на станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и этой крошкой посыпали дорожки в московских парках. Часть плит пошла на отделку городских зданий.

Константин Андреевич Тон

Константин Андреевич Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 года в семье обрусевшего немца, владельца ювелирной лавки. В девятилетнем возрасте он поступил в Академию художеств, где проучился 12 лет. В 1815 году Тон окончил Академию с золотой медалью. В 1819 году он уехал в Италию, где за проект реставрации дворца цезарей на Палатинском холме в Риме Тон был удостоен звания члена-корреспондента Римской археологической академии. В 1829 году Тон стал академиком Петербургской академии художеств и в 1854 году — ректором Академии художеств по архитектуре.

За свою творческую жизнь Тон осуществил коренную реконструкцию Большого Кремлевского дворца, построил ряд храмов в новорусском стиле в Петербурге, Новгороде, Воронеже, Ельце и многих других городах России. По его проекту были сооружены здания всех станций Николаевской железной дороги. Также по проекту Тона в Москве была сооружена колокольня Симонова монастыря.

В 1839 году Константин Андреевич Тон возглавил строительство храма Христа Спасителя, сооружавшегося по его проекту.

Константин Андреевич Тон являлся незаурядным инженером-строителем и мастером создания крупных архитектурных комплексов. Построенный по его проекту Вознесенский собор в Ельце является шедевром русской архитектуры XIX века. Огромная заслуга архитектора состоит в том, что он, обратил свой взор на древнерусское каменное зодчество, ввел в практику архитектуры образы тысячелетней русской культуры. Постройки Тона в «русско-византийском стиле» значительно повлияли на облик центра Москвы 1840-1860-х годов.

Храм Христа Спасителя сегодня

От появления в Москве Дворца Советов спасло начало Великой Отечественной войны. Строительство «чудо-дворца» было прекращено. На месте котлована с заложенным «на века» фундаментом Дворца Советов в 1958 году появился всего лишь открытый бассейн «Москва», в котором более тридцати лет зимой и летом купались москвичи. И клубящийся пар, поднимавшийся зимой над огромной чашей бассейна, временами напоминал некоторым живущим неподалеку москвичам очертания храма Христа Спасителя. Во всяком случае, так говорят старожилы тех мест.

С 1989 года идея восстановления храма Христа Спасителя поначалу робко, как травинка сквозь асфальт, стала пробиваться из глубин народного сознания через каменную толщу десятилетий атеистической пропаганды и агитации в нашей стране. И вот в сквере у бассейна «Москва» в начале 1990-х годов появился деревянный крест и ящик для сбора добровольных пожертвований на восстановление храма.

В ноябре 1994 года Архиерейский Собор Русской православной церкви принял решение о восстановлении храма Христа Спасителя. Это решение было горячо поддержано Правительством Москвы, которое приняло решение о скорейшем воссоздании храма в его прежних архитектурных формах (за исключением видоизмененной нижней части храма — стилобата).

И опять, как встарь, деньги на строительство собирали «всем миром». Жертвовали кто сколько может: жертвовали граждане всей России (причем, не только православные), жертвовали города, села, банки, всевозможные организации. Но наибольшую роль в осуществлении грандиозного строительства в наикратчайшие сроки сыграла столица нашей родины — Москва во главе с мэром города Ю.М. Лужковым.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова состоялась закладка вновь воссоздаваемого храма Христа Спасителя. И, казалось бы, фантастическая мечта многих православных россиян очень скоро стала прекрасной реальностью.

Восстановили храм Христа Спасителя всего за 4 года. В строительстве применялась самая современная техника, новые строительные материалы. Стены храма были возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором. В комплексе храма Христа Спасителя вблизи набережной Москвы-реки был сооружен деревянный шатровый храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Держанная».

Под выстроенным храмом имеется нижний этаж, где находится храм Преображения Господня, многие учебные и служебные помещения. Здесь же разместились зал Соборов Русской православной церкви на 1200 мест, зал заседаний Синода и музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года.

Под руководством лаборатории колокольной акустики Общества древнерусской музыкальной культуры при Московской патриархии на основе сохранившихся документальных материалов был отлит набор колоколов, их звукоряд был максимально приближен к тому колокольному звону, который существовал ранее.

Сегодня в храме Христа Спасителя проходят главные церковные службы Москвы с участием патриарха Московского и всея Руси.

Но стоящий на берегу Москвы-реки храм Христа Спасителя сегодня является не только храмом-памятником Отечественной войны 1812 года. По словам патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в наши дни этот храм «символ покаяния народа за богоотступничество и одновременно знамение возрождения православной Руси».

Храмы г. Москвы, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *