Москва. Кремль

Фото 18.06.2013:

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Адрес: г. Москва, Кремль

В архитектурный ансамбль кремлёвских стен и башен входят:

На территории кремля расположены:

Московский Кремль (по материалам книги "100 самых красивых мест России, которые необходимо увидеть / Т.Л. Шереметьева. — Минск: Харвест, 2010. — 288 с.: ил."):

Московский Кремль — символ Российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства. За восемь веков своего существования Московский Кремль был свидетелем многих славных и трагических событий истории Российской державы. У его стен гремели вражеские пушки, на площадях шумели праздники и клокотали бунты. Сейчас Московский Кремль — один из самых больших музеев мира. В кремлевских палатах и соборах хранятся государственные регалии России, бесценные иконы, сокровища великих князей, русских царей, российские императорские атрибуты власти.

Архитектурно-градостроительный ансамбль Московского Кремля складывался на протяжении столетий, и сегодня он включает памятники архитектуры XIV-XX вв. Прежде всего это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму древней части Москвы, а на территории Кремля — храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания.

Словом «кремль» в Древней Руси называли центральную, укрепленную часть города. Московский Кремль, который вначале был деревянным, впервые упоминается в летописи 1156 г. как «крепость Москва». В то время укрепленное поселение занимало только юго-западную часть Боровицкого холма. С возвышением Москвы и возвеличиванием великого Московского княжества росло и значение Кремля, который из обычного укрепленного центра города стал резиденцией великого князя Московского и митрополита Московского, главы церковной власти.

Строительство дошедших до нашего времени стен и башен Кремля (всего их двадцать) началось в 1485 г. Создание нового оборонительного комплекса начали с южной (выходящей к Москве-реке) стороны. В 1485 г. на месте Пешковых ворот белокаменного кремля архитектором Антонио Джиларди (Антон Фрязин) из Виченцы была построена Тайницкая башня (получила название по потайному ходу, вырытому в сторону реки). Еще через три года этим же зодчим была возведена угловая Свиблова башня. На год раньше, в 1487 г., другой итальянец, Марк Фрязин, возвел Беклемишевскую (Москворецкую) башню у впадения реки Неглинной в Москву-реку. К началу 90-х гг. XV в. работы на южной стороне были полностью закончены.

Иноземец Марк Фрязин начал также работы на восточной стороне. Летописи сообщают, что он «заложи» Никольскую и Фроловскую (Спасскую) башни. В 90-х гг. XV в. руководство строительством стен перешло к Пьетро Антонио Солари (Петру Фрязину) из Милана. В 1490 г. Солари выстроил с западной стороны проездную Боровицкую башню, а также стену между нею и Свибловой башней. С 1490 по 1495 г. на северо-восточной стороне одна за другой поднялись Константино-Еленинская, Спасская, Никольская, Сенатская, Угловая Арсенальная башни. В первую очередь возводились стратегически наиболее важные проездные: Константино-Еленинская, Спасская и Никольская башни с отводными стрельницами и подъемными мостами.

Над воротами Спасской башни с обеих сторон были помещены белокаменные доски с вырезанными надписями, рассказывающими о времени сооружения башни. Одна из них, написанная по латыни, помещена над проездными воротами отводной стрельницы со стороны Красной площади, другая — над воротами самой башни со стороны Кремля. На ней славянской вязью вырезано: «В лето 6999 (1491 г.) июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана».

Никольская башня, как сообщают летописи, была заложена не на старом месте, а на новой, примыкающей к Кремлю с северовосточной стороны территории. От башни стена пошла вниз по склону к реке Неглинной. Здесь в 1492 г. над водным источником была сооружена угловая башня, названная Собакиной, по двору бояр Собакиных (сейчас Угловая Арсенальная).

Во время строительства укреплений в 1493 г. в Кремле два раза вспыхивал сильнейший пожар, уничтоживший деревянные надстройки на башнях, кровли на стенах и временно возведенную деревянную стену от Никольской башни до реки Неглинной. Серьезно пострадала и Боровицкая башня. Кроме того, не дожив до 50 лет, 22 ноября 1493 г. умер Солари, что на некоторое время приостановило строительные работы.

В 1494 г. русские послы Мануил Ангелов и Даниил Мамыров привезли из Милана Алоизио да Каркано (в русских источниках Алевиз Старый). К этому времени оставалась незаконченной северо-западная сторона кремлевских стен, вдоль русла реки Неглинной. Были возведены Конюшенная (Оружейная), Колымажная (Комендантская) и Граненая (Средняя Арсенальная) башни. В 1495 г. началось возведение Троицкой. В этом же году на восточной стороне была построена Набатная башня.

Самой последней из существующих ныне появилась небольшая Царская башня. Она была поставлена на стене в 1680 г.

Кремлевская стена в плане представляет собой неправильный многоугольник. Общая длина кремлевских стен около 2,5 км, высота колеблется от 5 до 19 м, при этом вследствие расположения на холме высота стены (расстояние от верха стены до земли) снаружи и изнутри часто различается. Толщина стены — от 3,5 до 6,5 м.

С внутренней стороны стены на всем протяжении расчленены арками, на которые опирается боевой ход. Ширина боевого хода — от 2 до 4 м. С внешней стороны его ограждают парапет и зубцы (мерлоны), с внутренней — только парапет, покрытый белокаменными плитами. Зубцы имеют толщину 65-70 см, их высота 2-2,5 м. Всего на стенах Кремля 1045 зубцов. У 27-го зубца от Благовещенскои башни стена довольно значительно сдвинута вбок, можно заметить в этом месте и нарушение чередования зубцов-мерлонов. Этот сдвиг — результат вторичной постройки этой части стены в конце XVIII в. По нему можно отметить границу разрушения стены в то время. Во всех башнях есть выходы на прилегающие к ней прясла стены из этажа, находящегося на уровне платформы. Поэтому можно было обойти все стены по периметру, не спускаясь на землю.

Соборная площадь — главная площадь Кремля. Ее окружают выдающиеся памятники древнерусского зодчества: Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, церковь Ризположения, храм-колокольня Ивана Великого со звонницей, Грановитая и Патриаршие палаты. Ансамбль Соборной площади сложился на рубеже XV-XVI вв. К сожалению, часть застройки была уничтожена в начале ХIХ в.

Соборная площадь, одна из древнейших в Москве, играла важную роль в жизни Российского государства. Здесь с необыкновенной пышностью проводились венчания на царство, а впоследствии — коронации императоров. Перед Красным крыльцом Грановитой палаты встречали иностранных послов. В старину на площади проходили торжественные шествия по случаю церковных праздников. На Соборной площади проходили и похоронные процессии, направлявшиеся в Архангельский собор — усыпальницу великих князей московских и царей — и в Успенский собор — место погребения московских митрополитов и патриархов. Древние храмы, расположенные на Соборной площади, ныне являются музеями, где представлены ценнейшие произведения древней иконописи и декоративно-прикладного искусства. В каждом соборе уникальная коллекция, формировавшаяся в течение столетий.

В 1475-1479 гг. по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти был построен Успенский собор, или собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм выложен из небольших блоков белого камня, отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз лишь подчеркивают гладь стен. В 1479 г. строительство было завершено и храм был освящен.

Летописец восхищался: «Бысть же та церковь чудна вельми величеством и высотой, светлостью и звонкостью и пространством, такова же преже того не бывала в Руси». Собор начали украшать живописью непосредственно после окончания стройки и освящения, к 1514-1515 гг. интерьер был полностью расписан. В 1481 г. «иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Конь» устроили в соборе трехъярусный иконостас. В середине XVI в. росписи появились на наружных фасадах собора — над южным порталом и на восточной стене.

Успенский собор был не только первым по значению храмом на Руси, но и главным общественным зданием Русского государства, рассчитанным на проведение пышных торжественных церемоний. Здесь оглашались государственные акты, присягали на верность великому Московскому князю, венчались на царство русские цари и короновались императоры. Собор служил усыпальницей митрополитов и патриархов. Успенский собор в Московском Кремле являлся главным храмом города и в течение четырех веков служил местом проведения важнейших государственных церемоний. Здесь проходили и поставления духовных владык — митрополитов Московских.

В 1505-1508 гг. напротив Успенского собора другой итальянский архитектор — Алевиз Фрязин Новый — возвел собор во имя Архангела Михаила (Свято-Архангельский собор). До сооружения современного здания на этом месте стоял белокаменный Свято-Архангельский собор, возведенный Иваном Калитой к 1333 г. на месте деревянного сооружения. После того как Иван Калита завещал похоронить себя здесь, храм стал усыпальницей великих князей Московских, а затем и царей (начиная с Петра I российских императоров погребали в Петербурге). Перед военными походами и после успешных сражений великие князья Московские приходили в родовой некрополь поклониться праху великих предков, у отцовских гробов целовали крест, чтобы «быти за один до живота». Великий князь Московский Дмитрий Донской был здесь перед Куликовской битвой, сюда же полководец пришел сразу после одержанной победы.

Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Если Успенский собор являлся главным храмом великого княжества, а потом и государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом.

Собор строился в 1484-1489 гг. псковскими мастерами. В храме находится древнейший в России высокий иконостас, все иконы его пяти ярусов относятся к XIV-XVI вв., некоторые из них написаны преподобными Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Прохором с Городца.

Церковь Ризположения, возведенная в 1484-1485 гг. псковскими мастерами, была домовой церковью главенствующих особ православной церкви, сначала московских митрополитов, а затем патриархов. Во второй половине XVII в. эту роль стал выполнять храм Двенадцати Апостолов, построенный в 1656 г., а церковь Ризположения была передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а над северной и западной папертями были возведены крытые галереи. В создании фресок на стенах и узких столбов внутри церкви принимали участие Иван Борисов, Сидор Поспеев и Семен Абрамов (1644 г.). Росписи изображают Христа, пророков и царей, а также сцены из жизни Богоматери. Внушительный иконостас создан Назарием Истоминым в 1625 г.

Патриаршие палаты — редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII в. — были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 гг. русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Огромное трехэтажное здание замкнуло ансамбль Соборной площади с северной стороны. В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным блоком. Домовая церковь Двенадцати Апостолов поднята на высокие проездные арки и слита со всем зданием в единое архитектурное целое.

Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий — личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них — Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В ХIII-ХIХвв. в Патриарших палатах располагалась Московская Синодальная контора. В настоящее время в здании Патриарших палат находится Музей прикладного искусства и быта России. Постоянная экспозиция, повествующая о русской культуре и быте XVII ст., включает около тысячи экспонатов. В домовой церкви Двенадцати Апостолов размещается выставка русских икон XVII в.

Ансамбль колокольни Ивана Великого расположен на границе между Соборной и Ивановской площадями и является композиционным центром Кремля, мощной доминантой символа российской государственности, который создавался на протяжении трех с лишним веков, с 1505 по 1815 г., и состоит из трех объектов: столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Возведением колокольни завершилось создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, эта площадь стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов.

Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы — построена в 1487-1491 гг. по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному граненым каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Грановитая палата была главным (парадным) приемным залом великокняжеского дворца. Здесь проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721). На Земском соборе 1653 г. было принято решение о воссоединении Украины с Россией. В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов Резиденции Президента Российской Федерации.

XVIII в. начался для Кремля страшным пожаром. По приказу Петра I в выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями начали возводить Арсенал. Строительство завершили в 1736 г. при императрице Анне Иоанновне. Перед зданием Арсенала была установлена Царь-пушка, отлитая в 1586 г. мастером Андреем Чоховым. Еще одна гигантская достопримечательность Кремля — Царь-колокол, отлитый по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг. русскими мастерами И. и М. Моториными. До 1836 г. колокол находился в литейной яме, а затем был поднят на постамент, сооруженный по проекту архитектора О. Монферрана. В наши дни Царь-колокол размещен у подножия колокольни Ивана Великого.

В 1810 г. по указу императора Александра I в Кремле было построено здание музея, получившего название Московской Оружейной палаты. Фасад музея украсили барельефы на темы отечественной истории, а аттик был увенчан статуями вьщающихся российских просветителей. Открытию музея помешала Отечественная война 1812 г. Москва, захваченная французами, была разграблена и сожжена, пострадал и Кремль. После окончания войны взорванные стены и башни Кремля, Арсенал, Успенская звонница и Филаретова пристройка колокольни Ивана Великого были бережно восстановлены. В 1814 г. Оружейная палата была открыта для посетителей.

В 1838-1851 гг. по указу императора Николая I в Кремле был возведен новый дворцовый комплекс, в который вошли Большой Кремлевский дворец, построенный на месте Зимнего дворца, здание апартаментов и новое, более удобное и вместе с тем более величественное, здание Оружейной палаты. Новые сооружения образовали ансамбль площади, которая получила название Дворцовой, или Императорской.

В марте 1918 г. первое советское правительство переехало в Москву, которая стала столицей молодого советского государства, и разместилось в Кремле, получившем статус правительственной резиденции. Отныне Кремль был закрыт для свободного посещения. В 1929 г. на территории Кремля были снесены постройки древних монастырей — Чудова и Вознесенского. В 1935 г. были сняты двуглавые орлы, находившиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях, а в 1937 г. на вышеназванных четырех башнях и Водовзводной башне были установлены рубиновые светящиеся звезды, которые стали символом Кремля советской эпохи.

С 1955 г. Кремль снова стал доступен для посетителей. В 1961 г. у Троицких ворот, на месте первого здания Оружейной палаты, был возведен Дворец съездов (ныне Государственный Кремлевский дворец). Это была последняя крупная постройка на территории Кремля. В 70-80-х гг. XX в. в Московском Кремле были проведены уникальные по масштабу ремонтно-реставрационные работы. В 90-х гг. Кремль был включен в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В 90-х гг. архитектурный ансамбль Московского Кремля, его сокровища, Красная площадь и Александровский сад были также включены в Список особо ценных архитектурных объектов России. Располагавшиеся на территории Кремля музеи были объединены в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Здания г. Москвы, Памятники г. Москвы, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *