Москва. Благовещенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор на Яндекс.Картах:

Благовещенский собор Московского Кремля

Адрес: г. Москва, Кремль, ул. Дворцовая, д. 1В

Благовещенский собор (по материалам книги "Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил."):

Второй по времени создания кремлёвский собор — Благовещенский, первоначально являвшийся домовым храмом московских государей. Его строили в 1480-х гг. псковские зодчие на месте, где с конца XIII в. стояло несколько церквей, поэтому в декоре храма имеются традиционно псковские детали — нишки под куполами и пояски «бегунка» и «поребрика», выложенные из кирпичей. Псковичи остроумно развили такой архитектурный приём, как закомары (полукруглые завершения наружных стен, повторяющие очертания расположенного за ними свода). Они придали закомарам новые, чисто московские очертания заострённой сверху арки. Эта архитектурная форма в дальнейшем сохранялась, совершенствуясь в кокошниках.

Царский домовый храм (по материалам книги "Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил."):

Благовещенский собор раньше являлся домовым (домашним) храмом русских царей. Сюда они приходили помолиться, исповедаться, здесь происходило крещение новорожденных наследников престола и венчание царей на брак.

Очень давно, еще на рубеже XIII-XIV веков, на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь, построенная на каменном основании, названная в честь церковного праздника Благовещение Пресвятой Богородицы.

В конце XIV века вместо деревянной церкви был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом, где когда-то хранилась великокняжеская казна. (Подклет — первый подсобный этаж храма или крестьянского дома.)

В 1405 году стены нового Благовещенского храма и его иконостас стала расписывать группа иконописцев под руководством Феофана Грека. Среди этих мастеров был великий русский иконописец, Святой преподобный Андрей Рублёв — монах московского Спасо-Андроникова монастыря.

Еще при жизни он почитался как выдающийся мастер, однако подлинная слава пришла к нему лишь после смерти (умер Андрей Рублёв в 1430 году). Имя Андрея Рублёва уже в старину стало синонимом идеального иконописца — таким оно остается и поныне. Андрей Рублёв написал для Благовещенского собора икону «Архангел Михаил» и еще семь больших икон «праздничного чина» — каждая высотой более двух метров и шириной более метра.

В 1484 году этот собор был разобран из-за грандиозной перестройки Кремля, затеянной великим князем Иваном III. Затем собор был возведен заново мастерами из Пскова. Иконостас и иконы старого храма были бережно сохранены и перенесены в новый.

Когда в 1489 году с заново отстроенного собора сняли строительные леса, все увидели высокий, стройный, белоснежный храм с тремя куполами. Полукружия закомар и порталы входов заканчивались вверху острыми «килевидными» гребнями. Эта деталь потом будет часто встречаться во многих московских церквах. С трех сторон собор окружила двухэтажная крытая галерея, по которой княжеская семья могла попасть из своего кремлевского дворца, не выходя на улицу, прямо в домовый храм.

Внутри Благовещенский собор темноват, но уютен. На стенах в полный рост «стоят» многочисленные изображения прославленных византийских императоров и выдающихся русских князей: Владимира Мономаха, Святого Александра Невского, Святого Даниила Московского, Ивана Калиты, Святого Дмитрия Донского, Ивана III.

Интересной особенностью настенных росписей Благовещенского собора являются также изображения древних мудрецов — Аристотеля, Фукидида, Плутарха, Платона, Сократа со свитками в руках, а на свитках записаны философские изречения, близкие к христианскому учению. У Сократа написано такое изречение: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым — наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

В 1563-1564 годах собор вновь был перестроен по повелению царя Ивана Грозного. На четырех углах собора были выстроены одноглавые приделы, и сам собор был переделан в пятиглавие. В результате храм увенчала целая горка из девяти золоченых куполов (пять в центре и четыре по углам, над приделами). Наличники окон и столбы галерей украсила белокаменная резьба, и пол был выложен узорчатым камнем яшмой.

г. Москва, Храмы г. Москвы, , , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *