Липецк. Соборный храм Рождества Христова

Фото 14.05.2012:

Кафедральный собор Рождества Христова

Адрес: г. Липецк, Соборная площадь, д. 5

Соборный храм Рождества Христова (по материалам книги "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2007. — 384 с."):

Кафедральный собор Рождества Христова по праву считается духовным центром Липецка, одним из его символов, архитектурной жемчужиной и доминантой. Занимая вершину Соборной горы, он возвышается над центральной частью города и позволяет любоваться своими величественными классическими формами со многих точек Липецка. Став визитной карточкой города, местом паломничества тысяч православных верующих и всех его гостей, соборная церковь Рождества Христова продолжает оставться главным храмом Липецка, объединяя в соборной молитве прихожан, чьи предки почти четыре столетия назад строили и украшали деревянную Христорождественскую церковь — предшественницу современного собора.

Согласно традиционной точке зрения, постройка каменной соборной церкви Рождества Христова была начата в 1791 г. Это же следует из надписи, сохранявшейся до середины 1950-х годов на хорах собора: "Сей храм Бог Отец созда, Сын утверди. Повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Нашея Императрицы Екатерины Алексеевны Благословением же Святейшаго Правительствующего Синода и Преосвященнаго Иннокентия, епископа Воронежского, храм сей во имя Рождества Христова созижден в 1791-м году октября 20-го дня, а освящён 1807-го года мая 25-го дня, при благословенном Государе императоре Александре Первом". То же самое читаем и во многих изданиях и документах. Казалось бы, все ясно. Однако в архивном документе 1797 г. храм упомянут как "вновь зачетая нынешним летом немалой обширности церковь". Такую же датировку мы находим в клировой ведомости собора 1918 г., описании храма и прихода за 1919 г. Кроме того, известный знаток и любитель искусств А. Бенуа в одной из своих статей упоминает проект этого храма, датированный 1796 г. Возможно, причина такого разногласия кроется в неправильном прочтении надписи на хорах — спутать в ней цифры 1 и 7, особенно после неоднократных "поновлений" в XIX — начале XX в., не так уж и сложно.

Встречаются разночтения и относительно заказчика и строителя Христорождественского собора. Так, князь Н.М. Кугушев, побывавший в Липецке в 1804 г., называет его строителем помещика Липецкого уезда капитана Петра Лукича Вельяминова, который "старанием своим и суммою доброхотных дателей по плану и работе одного италианца привёл почти к концу сие великолепное здание — имея в сердце веру, усердие, а в виду благодарность и славу. Господин Вельяминов соорудил себе тем вечный памятник в сердцах добрых граждан Липецка". Восторгаясь почти построенным храмом, князь Кугушев писал: "Не токмо в степном городке, каков сей, но и во всяком другом большом городе, может обратить всегда на себя внимание эта постройка, выполненная с таким вкусом, что я и в больших городах нахожу мало ей подобных".

В книге "Путешествие к Липецким минеральным водам в 1803 г.", изданной в Москве в 1804 г., неизвестный автор, говоря о церкви, вторит князю Кугушеву: "Она построена с толиким вкусом, что я и в больших городах нахожу мало ей подобных… представляется как изнутри, так и снаружи древним греческим храмом… Липецк обязан сим украшением здешнему дворянину П.Л.В., руководством которого и пособием доброхотных дателей она строится". Деньги на построение храма собирали у моста через реку Воронеж. Особенно активно во время проходивших здесь ярмарок.

В упоминаемой уже статье А. Бенуа, работавшего с архивом семьи Адамини в Италии, приводится надпись на проекте храма, выполненного архитектором Томазо Адамини для "illustro signore Pietro Veliaminoff" и построенного в Липецке Тамбовской губернии. Из чего также следует, что П.Л. Вельяминов заказал проект храма и был организатором его сооружения.

Между тем, в других источниках, датируемых 1812 г., строителем храма называется другой липецкий помещик — Николай Иванович Лодыгин. Можно лишь предполагать, что Н.И. Лодыгин, женатый к тому же на сестре П.Л. Вельяминова Елене Лукиничне, много жертвовал на новый соборный храм и активно помогал своему родственнику в его постройке. Кроме того, Пётр Лукич Вельяминов подолгу бывал в отъездах по делам других своих имений, да и скончался он в 1804 г., не дождавшись освящения собора. А если принять во внимание, что Николай Иванович Лодыгин постоянно проживал невдалеке от Липецка, а значит, мог часто бывать здесь на заключительном этапе строительства и контролировать ход работ, то нет ничего удивительного в том, что именно Лодыгин наравне с Вельяминовым упоминается как главный храмоздатель липецкого собора.

Рано пока ставить окончательную точку и в вопросе, кто является архитектором — автором проекта собора, его храмовой части и колокольни. В литературе сложилось устойчивое мнение, что Христорождественский собор проектировал известный итальянский зодчий Томазо Адамини. Основано оно, вероятно, на утверждении Г.К. Лукомского, что Томазо Адамини строил в Липецке в 1796 г. Однако неизвестно, на чём основывал своё утверждение сам Лукомский. Может быть, на словах того же Кугушева, писавшего, что Вельяминов строит храм "по плану итальянца" (без упоминания всякого имени. — Прим. авт.), или на статье в журнале "Старые годы" в 1909 г. Впрочем, сам Бенуа не утверждал, что Адамини проектировал именно Христорождественский собор в Липецке, а всего лишь храм "…с курьёзнейшей колокольней в виде маяка" для Вельяминова в Липецке. И в статье приводится план, фасад и разрез колокольни, спроектированной вместе с храмом Томазо Адамини. Первое чувство, охватывающее при взгляде на проект колокольни — удивление. Потому что, той самой "курьёзнейшей" колокольней для храма в Липецке оказывается звонница в виде минарета или, скорее, маяка, которую и сегодня ещё можно видеть близ полуразрушенной Предтеченской церкви в селе Ивановка Добринского района Липецкой области (когда-то село Ивановское, Лодыгино тож Липецкого уездапоместье Вельяминовых — и Лодыгиных). Но самое интересное, что практически точно такая же колокольня-маяк сохранилась и в селе Арпачёво в Тверской губернии. И все без исключения специалисты, занимавшиеся её изучением, приписывают авторство этого оригинального сооружения знаменитому русскому зодчему Николаю Александровичу Львову, строившему там усадебный комплекс для своего дяди Петра Петровича Львова. Причём колокольня в Арпачево была построена ещё в 1782-1791 гг., то есть значительно раньше строительства и соборного храма Липецка, и колокольни в Ивановке, датируемой по проекту 1796 г., а возведенной в конце XVIII — начале XIX в. Возможно, что Пётр Лукич Вельяминов, приятель Н.А. Львова и адресат его писем с описанием торжеств освящения арпачёвской церкви, подолгу гостивший у архитектора в его Никольском Тверской губернии, заказал Т. Адамини проект соборного храма Липецка с милой его сердцу колокольней-маяком. Однако столь нетрадиционный проект соборной звонницы нашел слишком сильных противников в Тамбовской епархии и провинциальном Липецке. Поэтому постройку колокольни-маяка пришлось Петру Лукичу перенести в Ивановское, где уж он был сам себе хозяин. Впрочем, такой вариант развития событий можно считать пока лишь версией. Так что поле деятельности в решении всех загадок липецкого собора весьма обширно.

Строительство храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено в 1803 г. Но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, а само здание сильно пострадало. К 1805 г. соборная церковь была возобновлена усердием многих благотворителей, среди которых современники особенно выделяли местного помещика — сенатского регистратора Николая Яковлевича Зацепина. С 1805 г., после освящения первого престола, в соборном храме началась служба.

Христорождественский собор построен в классическом стиле, имеет оригинальную двухъярусную объёмно-пространственную композицию. К первому квадратному в плане двусветному ярусу с восточной стороны примыкает полукруглая апсида, а с остальных трёх сторон — равновеликие прямоугольные приделы. В северном и южном расположены два дополнительных престола, а западный, до строительства трапезной, выполнял роль притвора. Северный и южный фасады первого яруса украшены лоджиями с колоннами тосканского ордера, несущими полный профиль антаблемента. Между колонн по центральной оси расположены большие двупольные двери с треугольным сандриком и над ними полуциркульное окно второго света. По нижнему обрезу окон второго света, по периметру храма проходит небольшой карниз. Второй карниз проходит по нижнему обрезу нижних окон. С северной и южной сторон храма было устроено два каменных крыльца: южное с двухмарнювой (по семи ступеней) лестницей и северное — с одномаршевой лестницей.

Под всей храмовой частью устроен подвал с мощными колоннами и толстыми каменными сводами. В него ведут четыре двери, выходящие на фасад в цокольной части храма.

Невысокий второй ярус собора, также квадратный в плане, как бы вырастает из первого, но приделов не имеет. Фасады второго яруса украшают огромные полуциркульные окна и проходящий по нижнему обрезу окна карниз. Переход от четверика к куполу выполнен в виде стереобата. Он перекрыт большим сферическим куполом, увенчанным низким глухим барабаном с маленькой главкой и "осьмиконечным крестом, глава и крест вызлащены".

Здание храма было увенчано куполом с золоченою главою, "обширность размеров придает его наружности величественный вид и при обыкновенной, невеликолепной архитектуре", — писали о нём современники строительства.

20 июня 1805 г. протоиереем Иосифом Сенцовым в северном приделе был освящён первый престол нового храма — во имя Святителя Николая Чудотворца. С этого момента в соборе начались регулярные службы. Одновременно монтировался главный иконостас. Иконы алтарной преграды в храме, а возможно, и росписи на стенах собора были выполнены выпускником Российской Академии художеств, бывшим крепостным графа Воронцова Трофимом Фёдоровичем Дурновым (1765-1833). Известный литератор Степан Петрович Жихарев, посетивший липецкий курорт в 1805 и в 1806 гг., называет одну из его работ — запрестольный образ "Снятие со креста". О стенных росписях "прекрасного собора", по словам другого нашего земляка Петра Ивановича Бартенева, "заботился Пётр Лукич Вельяминов, приятель Державина".

Главный престол в честь Рождества Господа нашего Иисуса Христа был освящён 25 мая 1807 г. протоиереем Иоанном Пановым. Именно с этого времени функция соборного храма Липецка переходит от Вознесенской церкви к Христорождественской. Третий придельный престол (правый — в южном приделе) был освящён 14 августа 1816 г. архимандритом Козловского Троицкого монастыря Анастасием во имя Успения Божией Матери.

На украшение внутреннего убранства соборного храма Липецка жертвовали несколько поколений жителей города и многочисленные посетители курорта Липецкие минеральные воды.

В 1822 г. было принято решение о возведении соборной колокольни, а указом Тамбовской духовной консистории от 30 января того же года выдана шнурозапечатанная книга для собрания доброхотных" пожертвований на её строительство. Сооружение колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле, было начато в 1825 г. На плане Липецка 1833 г. колокольня показана как недостроенная. Строительство её завершилось в 1835 г. Колокольня имеет 5 ярусов. Первый — двусветный, квадратный в плане, украшен четырёхколонными портиками ионического ордера с фронтонами.

Второй ярус меньшего сечения и очень низкий, в основании имеет две ступени стереобата и увенчан массивным карнизом. Фасады его украшают лепные дуги полуциркульной формы с имитацией замкового камня и небольшими окнами, занимающими третью (центральную) часть пространства, очерченного дугой. Остальная, не очерченная дутой плоскость стены обработана горизонтальным рустом.

Третий ярус колокольни — ярус звонов, — украшен колоннадой, опирающейся на ступенчатый стереобат и увенчанной массивным антаблементом. Колонны с красивыми капителями коринфского ордера как бы обрамляют проёмы звонов. Простенки между колонн украшены нишами.

Четвёртый ярус на квадратном стереобате выполнен в виде стройного восьмерика с проёмами звонов по сторонам света. Он придаёт колокольне совсем иной вид — лёгкий и воздушный. Ощущение усиливается полуколоннами, обрамляющими звоны, и пилястрами, расположенными между колонн на диагональных гранях восьмерика. Колонны и пилястры украшены капителями коринфского ордера. Над полуциркульными арками звонов расположены треугольные сандрики, соединённые меж собой карнизом по всему периметру восьмерика. Венчает восьмерик ступенчатый карниз.

Пятый ярус колокольни выполнен в виде низкого цилиндра, украшенного по сторонам света квадратными нишами с вписанными в них круглыми проёмами, где размещаются башенные часы. Завершает многоярусную колокольню стереобат с небольшим сферическим куполом и глухим барабаном, увенчанным крестом с подкрестным яблоком.

Высота колокольни до верха карниза составляла 23 сажени, общая "высота её до 90 аршин. Глава и четвероконечный крест вызлащены".

В начале XX в. на колокольне Христорождественского собора начитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 г., был перелит в 1900 г. Вес его увеличился до 558 пудов 10 фунтов. Второй по величине колокол — полиелейный — весил 141 пуд 24 фунта и был отлит в 1815 г. Вседневный колокол весил 75 пудов и был отлит в 1859 г. Четвёртый — 7 пудов, пятый — 2 пуда 25 фунтов, шестой — 2 пуда 26 фунтов. Малые колокола — седьмой и восьмой, их вес неизвестен.

Храмы г. Липецка, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *