Елец. Храм Рождества Христова

Фото 2006 год (автор фотографий Яблучанский Д.А., источник — https://foto.allelets.ru/xristorozhdestvenskij-xram):

Фото 05.12.2012:

Храм Рождества Христова — Спасовский

Адрес: Липецкая обл., г. Елец, ул. Ярославского

Храм Рождества Христова (по материалам книги "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006. — 512 с.")

Деревянная церковь Рождества Xpистова с приделом Владимирской иконы Божией Матери, "строение попово и мирское", впервые упоминается в писцовых книгах 1628 — 1629 гг. В то время она находилась на месте современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 м к юго-востоку от существующего сегодня каменного Христорождественского храма, и была одной из самых маленьких в Ельце.

Вместо первого, пришедшего в ветхость деревянного Христорождественского храма, в конце XVII — начале XVIII в. на его месте была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования. В 1730-х гг. она сгорела по неизвестной причине и около 20 лет не восстанавливалась.

В 1758 г. однодворцы Прохор и Карп Минаевы, Михаил Кабанов и Михаил Редькин от имени всех жителей Александровской слободы ходатайствовали перед епархиальным начальством о возобновлении их приходского храма. Благословение правящего архиерея было вскоре получено, и 18 апреля 1759 г. началось строительство новой деревянной церкви, которое завершилось в феврале 1760 г.

Указ Преосвященного Кирилла (Ляшевецкого), епископа Воронежского, предписывающий освятить построенный храм присутствующему в Елецкой духовной канцелярии священнику Успенской церкви о. Михаилу, последовал 12 мая 1760 г. К Христорождественскому храму тогда же был определён священник Тимофей Стефанов. Приход его в это время состоял из 32 дворов и 176 душ.

Однако уже через несколько лет прихожане осознали необходимость замены их небольшого деревянного храма на более вместительный и из долговечного материала. Главным поводом к построению каменной церкви послужило установление с 1761 г. по прошению прихожан и по благословению епископа Кирилла в праздник Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня по ст. ст.) крестного хода из Воскресенского собора в Христорождественский храм, где был устроен "на особливой доске образ во имя Пресвятыя Богоматери Тихвинския". По свидетельству священника храма, в этот день "приходящему народу бывало великое утеснение". Вследствие такого желания прихожан, выразившегося в соответствующем прошении на имя епархиального начальства, им 18 декабря 1767 г. был выдан указ на построение каменной церкви с приделом Тихвинской иконы Божией Матери.

Строительство нового храма велось при приходском священнике Тимофее Павлове в 200 саж. от прежней деревянной церкви, которая сгорела во время большого пожара 10 апреля 1769 г. На её месте на Щепной площади впоследствии была построена часовня. При пожаре удалось спасти лишь местночтимую икону Тихвинской Божией Матери, а в обгоревшем остове храма был обретён невредимым образ Нерукотворного Спаса, ставший после этого чудесного события одной из главных святынь Христорождественского прихода.

Вновь лишившись приходского храма, жители Александровской слободы "поспешно" достроили в 1770 г. трапезную часть нового каменного храма, в котором освятили с правой стороны придельный алтарь во имя Тихвинской Божией Матери, почитаемый ельчанами, образ которой занял на нём подобающее место.

Строительство храма было завершено в необычайно короткие для того времени сроки. Освящение главного престола его во имя Рождества Христова произошло спустя три года, после пожара в 1772 г. На рубеже XVIII-XIX вв. к храму была пристроена каменная колокольня. Но и этот каменный храм простоял недолго, всего семьдесят лет.

Весной 1860 г. старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца первой гильдии Никиты Анисимовича Лагутина и других прихожан. Вклад Н.А. Лагутина в виде пожертвований и трудов в возведение приходской церкви был столь значителен, что в 1867 г. он был высочайше награждён золотой медалью на Станиславской ленте.

К 1869 г. работы были окончены, и в том же году в храме был освящён левый придел во имя св. Пантелеймона. Главный престол во имя Спаса Нерукотворного образа был освящён 6 июня 1871 г., правый придел в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня — 7 июня 1871 г.

Бывший главный престол в честь Рождества Христова стал отныне придельным с правой стороны в трапезной церкви, с левой стороны которой находился придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Отныне храм по главному престолу стал официально именоваться Спасовским, но по-прежнему часто назывался Христорождественским.

Так храм принял свой окончательный облик. Причём построенные в разное время колокольню, трапезную и храмовую часть объединяет общее архитектурное решение: во многом чувствуется дух официального русско-византийского стиля.

Объёмно-пространственная композиция почти в точности повторяет храмы К.А. Тона и, в частности, Вознесенский собор Ельца: кубовидный двусветный четверик четырёхстолпного пятикупольного храма с ложными закомарами над пряслами стен, разделённых трёхчет-вертными колонками. Завершают храм восьмигранный световой барабан с восьмигранной луковицей и четыре ложные главки (ныне утраченные). Углы граней на главке закреплены пучком тройных полуколонок тоскано-дорического ордера. Стены храмового барабана прорезаны окнами с полуциркульными завершениями, стены собственно храма — прямоугольными окнами, в центральной части — сдвоенными и обрамленными наличниками в виде полуколонок, завершёнными треугольными сандриками. С юга и севера в храм устроены входы в виде каменных крылец. В целом в оформлении храмовой части ярко прослеживаются и классические элементы: отголоски ордерной системы в виде полуколонок, антаблемента, украшенного триглифами и сухариками карниза. То же — в оформлении второго и третьего яруса трёхъярусной колокольни, венчаемой такой же восьмигранной луковицей, покоящейся на восьмерике с проёмами, прорезаными по сторонам света. Второй ярус колокольни — квадратный в плане. Его углы закреплены гранёными трёхчетвертными колонками. Оформление первого яруса колокольни и трапезной отличаются лишь в деталях: антаблемент трапезной проходит по завершению первого яруса колокольни. Вход в колокольню устроен с западной стороны, с южной и северной — полуциркульные окна. Фасад трапезной членится на три прясла пилястрами с двойными по бокам и тройным в центре окнами, соединяемыми полуциркульным наличником. Завершение пилястр на двускатной кровле выполнено в виде парапетных столбиков.

Спасовская церковь, кроме важной градостроительной роли — удержание композиции северной части городского центра, представляет архитектурный интерес и как памятник русско-византийского стиля, несущий черты классицизма.

Храмы г. Ельца, , , , Permalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *