Кострома

Кострома — город в России, административный центр Костромской области. Является крупным речным портом и расположен на обоих берегах реки Волги.

Топонимия Костромы (по материалам книги "Географические названия России: топонимический словарь: более 4000 единиц / Е.М. Поспелов. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 523, [5] с."):

Кострома, гор., ц. Костромской обл. Основан в 1152 г. на Волге, при впадении в неё р. Кострома, по которой и получил название. Гидроним объясняется двояко. По одной версии наличие конечного элемента -ма позволяет считать название Кострома, как и соседние Толшма, Тотьма, Вохтома и др., дорусским названием фин.-угор. типа. Однако выделение форманта -ма в ряде случаев спорно, а основа костр- нетипична для дорусской гидронимии этого края. Поэтому совр. исследователи возвращаются к мнению, высказанному ещё около 100 лет тому назад о слав, происхождении этого названия. В русск. мифологии Кострома олицетворяла плодородие и весну. В обряде «проводов весны» совершался ритуал похорон Костромы в виде её соломенного чучела. Мифологическое название имеет в основе слав, костра «луб, волокно» или диал. кострома «прутья, солома, сорные травы».

Кострома (по материалам книги "Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+, АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил."):

В 1152 г. князь Юрий Долгорукий заложил крепость на высоком берегу Волги в устье реки Сула. Так возникла Кострома. Деревянные укрепления часто горели из-за нападений новгородских ушкуйников и ордынцев. После очередного разорения и пожара 1413 г. кремль отстроили на новом месте — на возвышенном берегу Волги у впадения в неё реки Костромы. К сожалению, все значительные постройки костромского кремля снесли в советское время. О его местоположении ныне свидетельствуют лишь дома соборного притча над земляными валами и ротонда II половины XX в. (так называемая беседка Островского), возведённая у входа на его территорию. Культурный слой древнего центра города ныне оказался у самого берега, поскольку уровень рек заметно поднят Горьковским водохранилищем.

Первое летописное упоминание о Костроме относится к 1213 г., когда ростовский князь Константин Всеволодович сжёг Кострому, принадлежавшую его брату, владимирскому князю Юрию, и отправил пленённых горожан в удельный Ростов. В 1230-х гг. Кострома вновь запылала, но уже от рук воинов Батыя. Какими бы разрушительными ни были набеги и пожары, город всегда восстанавливался. Во второй половине XIII в. Кострома стала центром самостоятельного княжества, в середине XIV в. она вошла в состав Московского государства. Кострома не раз служила укрытием для московских князей от внезапных нашествий татар и соперников в борьбе за великое княжение. Дмитрий Донской укрывался тут от Тахтамыша, собрав ополчение, князь вернулся в столицу. Когда Москве угрожал Едигей, в Костроме спасался сын Дмитрия — Василий.

В XIII-XIV вв. вокруг Костромы возникают укреплённые монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. Со временем они стали очень известны. Сюда стекались толпы паломников.

XVII в. стал временем расцвета в Костроме художественных ремёсел и промыслов. По переписным книгам в это время в городе числилось 30 дворов иноземных торговцев, проживало 600 ремесленников, более 70 иконописцев, многих из которых постоянно вызывали «на государевы работы» в Москву и другие города. По всей Руси славились артели костромских каменщиков.

Богатели и ширились городские посады, среди которых особенно процветали Большие Соли, где жили резчики по дереву и каменщики. В сёлах Красное, Сидоровское, Сунгурово, а также в самой Костроме развивалось ювелирное дело. Повсеместно ценилась «олифа костромского варенья», которую покупали в Оружейную палату. Во II половине XVII в. в Костроме появились гончарные мастерские, в них делали изразцы для украшения церквей и домовых печей. В начале XVIII в. Кострома была пятым по числу населения городом в России.

После очередного пожара 1773 г. город начали отстраивать по новому регулярному плану (при участии местных архитекторов С.А. Воротилова, Н.И. Метлина, П.И. Фурсова, а также петербуржца В.П. Стасова). Центр получил радиально-кольцевую структуру: на месте древнего торга появилась площадь, к которой направлялись спрямленные старые улицы. Создаваемый на протяжении полувека градостроительный ансамбль в стиле классицизма стал одним из лучших примеров русского градостроительного искусства. И сегодня площадь Сусанина и начало расходящихся от неё веером лучей-улиц сохраняют созданный в ту эпоху гармоничный ансамбль. Многие улицы Костромы сохранили застройку и планировку начала XIX в.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *